Характеристика процессов принятия решения

Частные задачи Методы их решения Соответствующие психические процессы Виды решения
Обнаружение сиг­нала Информационный поиск по полю Перцепция Решение о наличии или отсутствии сиг­нала
Различение Информационный поиск по отдельным признакам Перцепция Решение о различии или сходстве сигналов
Опознание (идентификация) сигнала Сопоставление с эталоном Перцепция, долговременная и оперативная память Решение о типе, виде сигнала
Интерпретация, декодирование (идентификация) ситуации Сопоставление с концептуальной моделью Долговременная и оперативная па­мять, оперативное мышление Решение о ситуации
Выбор стратегии Сопоставление с целью и алгоритмами управления Долговременная и оперативная па­мять, оперативное мышление Решение о стра­тегии воздействия па систему (про­грамма)
Построение плана действий Сопоставление с имеющимися воз­можностями Долговременная и оперативная па­мять, оперативное мышление Решение о кон­кретных действиях (рабочий план)

Процесс принятия решения зависит от индивидуально-психологических особен­ностей человека. Так, на основе типологических различий предложена классифика­ция типов решений с учетом соотношения процессов построения (А) и контроля вы­двигаемых гипотез (К): A>=K — импульсивные решения; А > К — решения с риском; А < К — осторожные решения; А < К — инертные решения («Основы инженерной психологии», 1986).

На процессы принятия решения большое влияние оказывает эмоциональный фак­тор, — без эмоциональной активации невозможно решение субъективно сложной мыслительной задачи. Эта активация порождается как общей ситуацией, в которой протекает деятельность (ситуационные эмоции), так и результатом интеллектуаль­ного процесса (интеллектуальные эмоции).

О важной роли мотивационных факторов в решении задач свидетельствуют, на­пример, результаты эксперимента, в котором мотивационная установка заключалась в том, чтобы: «сделать как можно лучше» (группа 1), «сделать не хуже других» (груп­па 2), «лишь бы сделать» (группа 3). Эффективность решения задачи в первой груп­пе была в 1,5 раза выше, чем во второй, и в 2 раза выше, чем в третьей.Подготовка и принятие решения происходит на перцептивно-опознавательном и речемыслителном уровнях психической регуляции деятельности, и на каждом из этих уровней отмечаются характерные особенности этого процесса.

В практике операторской деятельности встречаются следующие категории задач, различающиеся по степени сложности и интеллектуальному уровню решений:

1) простейшие («стереотипные») — решаются путем прямого замыкания связей между входом (сигналом) и выходом (реакцией);

2) мыслительные — решение носит либо детерминированный (строго обусловлен­ный), либо вероятностный характер и основано на использовании известного набора правил и способов действий;

3) проблемные — задачи творческого характера, для решения которых чаще всего ;нет ни заранее известных действий, ни правил.

Схему решения большинства задач можно представить в виде трех этапов. На пер­вом этапе производится переработка информации: а) определение места и роли данной задачи в решении более общей задачи; б) планирование решения задачи, включая выдвижение предварительных гипотез; в) расчленение данной задачи на подзадачи, которые нужно выполнять для достижения конечной цели, с учетом динамики раз­вития событий (на этом этапе решение «созревает»).

На втором этапе осуществляется: а) поуровневый комплексный анализ и оценка компонентов проблемной ситуации; б) проверка выдвинутых гипотез в рамках под­задачи; в) принятие и формулирование частных решений.

На заключительном этапе формируется однозначное для данных условий решение, связанное: а) с определением направления и последовательности действий, б) с рас­пределением и организацией сил и средств, в) с выявлением рациональных способов управления; г) с определением пути реализации решения.

Каждый из перечисленных этапов по отношению к предыдущему носит характер решения, а по отношению к последующему — характер проблемы. В основе решения задачи лежит непрерывное ее переформулирование, построение предварительной концептуальной модели и трансформирование ее в конечную модель решения исход­ной проблемной ситуации.

Приведенная структурная схема принятия решения претерпевает существенные изменения в зависимости от характера деятельности. При алгоритмической деятель­ности этапы решения задачи «сжимаются», но реализуются в строгой последователь­ности; поиск информации, выдвижения и оценки гипотез осуществляется стандартизированно. При эвристической (творческой) деятельности этапы решения задачи развертываются, но реализуются скачкообразно; поиск информации, выдвижения и оценки гипотез осуществляется на основе упреждающего планирования, условного снятия ограничений и последующего их наращивания.

Реализация принятого решения осуществляется путем ввода необходимой инфор­мации в технические средства управления или передачи речевых сообщений (команд, докладов). Большинство управляющих действий осуществляется посредством дви­жений, которые можно разделить на три группы:

1) рабочие, или исполнительные, движения, посредством которых осуществляет­ся воздействие на орган управления;

2) гностические, или поисковые, движения, направленные на познание объекта и условий труда (осязательные, измерительные, ощупывающие и другие движения);

3) приспособительные, или корректировочные, движения (установочные, уравновешивающие и др.).

Управляющие движения имеют четыре класса характеристик; пространственные, скоростные, силовые и точностные.

Минимальное время человек тратит на движения, осуществляемые пальцами, зна­чительно большее — на движения кистью рук и предплечьем, на наклон корпуса. Ско­рость движений зависит также от их направления: более быстрыми являются движе­ния к телу, в вертикальной плоскости, сверху вниз, справа налево, вращательные; менее быстрыми — от тела, в горизонтальной плоскости, снизу вверх, слева направо, поступательные.

Пространственные характеристики движений включают размах (амплитуду) и траектории движений. Амплитуда движений является динамической антропометри­ческой характеристикой. Из траекторий движений наиболее выгодными являются эллиптические и круговые.

Силовые характеристики определяются усилием, развиваемым в процессе движе­ния. Из силовых характеристик важнейшими являются сила рук (кисть, бицепс), за­тем — ног, туловища (становые мышцы).

Точностные характеристики движений имеют большое значение в тех случаях, когда отсутствует возможность зрительного контроля в процессе двигательного акта. Ошибки обнаружения меньше для объектов, расположенных в центре. Объекты, рас­положенные прямо над головой, и более близкие к телу объекты определяются точ­нее. Длительность движения может оцениваться с точностью 0,1-0,2 с.

Количество и характер движений определяют физическую нагрузку в процессе работы. Степень нагрузки — оптимальная (легкая), допустимая (средней тяжести), неблагоприятная (тяжелая) — оценивается по следующим параметрам:

1) величина физической динамической нагрузки за смену (в джоулях),

2) мощность внешней механической работы (в ваттах),

3) максимальный вес поднимаемого вручную груза или прилагаемых усилий (в килограммах),

4) статическая физическая нагрузка в течение смены при удержании груза или приложении усилий (в кгХс),

5) перемещения (переходы) за смену (в км).

Основной скоростной характеристикой операций является время двигательной реакции, темп (частота повторений) движений, которые определяются величиной необходимого усилия, размерами и формой органов управления и другими факторами.

По назначению органов управления все двигательные задачи можно разделить на четыре класса (Ломов Б. Ф., 1966; «Введение в эргономику», 1974): 1) операции вклю­чения, выключения и переключения, основной характеристикой которых является время реакции; 2) последовательный ряд повторяющихся движений по осуществле­нию операций кодирования и передачи информации, — их характеристикой является темп и ритм движений; 3) операции по настройке аппаратуры и точной установке управляемого объекта — их показателем является точность дозировочных реакций; 4) операции слежения за перемещающимися (изменяющимися) объектами, которые характеризуются точностью (координированностыо) сенсомоторных реакций.

Любому управляющему действию оператора предшествует восприятие инфор­мации. Связь восприятия и движения осуществляется в виде сенсомоторных реакций и сенсомоторной координации. Сенсомоторная реакция — это одиночное (дискретное) движение в ответ на появление (прекращение действия) того или иного раздражителя.

Важность изучения (оценки) сенсомоторных реакций обу­словлена их широкой распространенностью в операторской де­ятельности, использованием показателей реакции для оценки психофизиологического состояния оператора и как индикатора при проведении инженерно-психологических исследований,

Сенсомоторные реакции подразделяются на простые (ответ заранее известным одиночным движением на внезапно появляющийся заранее известный сигнал), слож­ные (характер ответной реакции зависит от вида поступившего сигнала) и реакции на движущийся объект. Показателями реакции являются ее время, т, е, продолжи­тельность выполнения, включая латентный период реакции (от момента поступле­ния сигнала до начала движения), и точность (безошибочность) выполнения.

В практической деятельности простые сенсомоторные реакции встречаются срав­нительно редко. Значительно чаще возникает необходимость выполнения сложных задач, когда на тот или другой внезапно появившийся сигнал требуется реагировать определенным действием (нажать на кнопку, переключить тумблер, т. е. экстренно изменить режим работы устройства или системы).

Сенсомоторная координация движений чаше всего встречается при выполнении операций слежения или управления подвижным объектом, когда требуется выпол­нять координированные движения руками (ногами) для решения задачи перемеще­ния объекта в двух- или трехмерном пространстве при зрительном контроле за каче­ством выполнения задачи. Задача оператора, как правило, заключается в том, чтобы посредством воздействий на органы управления удерживать движущийся объект на заданной траектории.

Операции слежения бывают двух видов: либо оценка изменения входного и вы­ходного сигнала и выполнение действий по устранению их рассогласования, т. е, све­дение к нулю разностной ошибки (слежение с преследованием), либо контроль за показателем разности между значениями входного и выходного сигнала и сведение этой разности к пулю (компенсаторное слежение), Основными характеристиками процесса слежения являются время инерции, время нахождения метки на цели, ве­личина ошибки слежения, плавность слежения. Переменными параметрами являют­ся скорость движения цели, первоначальное рассогласование и время слежения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: