Содержание профессионально-педагогической деятельности

Введение в практику работы профессиональной школы личностно ориентированного образования во многом зависит от личности педагога. Очевидно, что на современном этапе утверждения новой парадигмы будут востребованы педагоги-инноваторы, не только обладающие высоким профессионализмом, но и склонные к инновационным поискам и проявлению сверхнормативной профессиональной активности.

Чтобы определить основные психологические характеристики педагога личностно ориентированного профессионального образования, необходимо прежде всего проанализировать его профессионально-педагогическую деятельность.

Профессионально-педагогическая деятельность – это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Ее основной целью выступает обучение профессии и профессиональное развитие личности обучаемых. Предметом деятельности является процесс личностно ориентированного образования. Именно подготовке и повышению квалификации, профессиональному росту и карьере специалиста подчинен профессионально-образовательный процесс, который детерминирует совместный, взаимообусловленный характер деятельности обучаемых и педагогов. Рассматривая педагогическую деятельность как процесс управления, социальные психологи и педагоги В. И. Гинецинский, Я. Л. Коломинский, А. А. Реан, В. Д. Ширшов и др. подчеркивают, что ее главными составляющими становятся процессы межличностного взаимодействия.

Результатом профессионально-педагогической деятельности являются функциональные продукты деятельности: дидактические проекты (уроки, занятия, педагогические технологии, оборудование, технические устройства и т.п.) и психологические продукты деятельности (индивидуальный опыт, психологические новообразования, развитие способностей и т.д.). Главным результатом деятельности является профессиональное развитие личности.

Анализ работ, посвященных исследованию деятельности педагогов профессиональной школы (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов, М. И. Станкин, Р. Х. Шакуров, В. А. Якунин и др.), позволил выделить три уровня обобщения профессионально-педагогической деятельности. Наиболее высокий уровень обобщения, объединяющий цель и предмет деятельности, – вид деятельности. В зависимости от цели и предмета профессионально-педагогической деятельности нами были выделены семь видов деятельности:

· диагностика профессиональной направленности, обучаемости, обученности и воспитанности;

· проектировочная деятельность, предваряющая профессионально-образовательный процесс;

· личностно ориентированное профессиональное обучение;

· социально-профессиональное воспитание;

· внеучебная культурно-бытовая воспитательная работа;

· производственно-технологическая деятельность;

· повышение уровня профессионально-педагогического образования и квалификации;

· инновационная деятельность.

Виды деятельности характеризуются составом профессионально-педагогических задач, которые для специалиста данного профиля являются типовыми. Отсюда следующий уровень обобщения профессионально-педагогической деятельности – типовые профессионально-педагогические задачи. Так, деятельность, предваряющая учебно-воспитательный процесс, предусматривает решение следующих задач: проектирование учебно-воспита-
тельного процесса, его дидактическое оснащение, материально-техническое обеспечение учебно-производственного процесса.

Специфической особенностью профессионально-педагоги-
ческих задач является вариативность их решения. В ситуациях, характеризующихся высокой степенью неопределенности, способ решения основывается на учете многих факторов. Поэтому большинство задач имеет творческий характер. Творческий подход необходим педагогу профессиональной школы для решения не только собственно педагогических задач, но и многих инженерных и производственных.

В. А. Сластенин приводит следующую последовательность решения педагогических задач: 1) анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результата (прогноз) и планирование педагогических воздействий; 2) конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса; 3) регулирование и корригирование педагогического процесса; 4) итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач[4].

Анализ литературы, исследование профессионально-педагогической деятельности педагогов профессиональных училищ Свердловской области позволили нам определить основные профессионально-педагогические задачи:

· проектирование профессионально-образовательного про-
цесса;

· дидактическое и материально-техническое обеспечение учебно-производственного процесса;

· формирование учебно-профессиональных мотивов;

· организация и осуществление познавательной и учебно-профессиональной деятельности учащихся;

· психолого-педагогическая реабилитация общеобразовательной подготовки и отклоняющегося поведения учащихся;

· мониторинг учебно-воспитательного процесса, профес-
сионального развития личности и уровня развития коллектива учащихся;

· социальное, нравственное и профессиональное воспитание учащихся;

· развитие ключевых квалификаций учащихся;

· профессиональная ориентация;

· организация и осуществление производственно-техно-
логической деятельности;

· диагностика профессиональной направленности, компетентности и профессионально важных качеств личности учащихся;

· управление ученическими коллективами и организация их самоуправления;

· формирование проектировочных умений – общепедагогических умений по конструированию содержания и технологий личностно ориентированного образования, проектированию развивающей учебно-пространственной среды, а также планированию профессионально-образовательного процесса.

Решение профессионально-педагогических задач осуществляется с помощью совокупности действий и операций, которые реализуются благодаря умениям. Умения предполагают использование имеющихся у субъекта деятельности знаний и навыков для выбора и осуществления действий в соответствии с поставленной целью. Состав профессионально-педагогических умений образует третий уровень обобщения деятельности. В процессе профессионального становления личности изменяется характер умений, репродуктивный уровень выполнения действий и операций сменяется творческим. Конкретные умения и профессионально важные качества объединяются в ключевые квалификации, что способствует формированию целостности деятельности.

Для определения состава профессионально-педагогических умений мы рассмотрели наиболее общие способы решения типовых задач. Так, проектирование учебно-воспитательного процесса требует умений определения перспективных и текущих целей, разработки перспективных и текущих планов, анализа учебных программ, отбора и структурирования учебного материала, прогнозирования возможных трудностей, выбора типа урока, его структуры, форм, методов и средств обучения, оценки эффективности учебно-воспитательного процесса и др. Таким образом, мы определили совокупность умений, необходимых для реализации профессионально-педагогической деятельности.

Полученный ансамбль конкретных умений мы рассмотрели с позиций обеспечения ими основных операциональных функций педагога профессиональной школы. В результате были выделены следующие группы профессионально-педагогических умений:

· гностические умения – познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических знаний, предусматривающие получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизацию собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализаторов производства, а также индивидуального опыта учащихся;

· идеологические умения – социально значимые умения по проведению политико-воспитательной работы среди учащихся, пропаганде педагогических знаний;

· дидактические умения – общепедагогические умения по определению конкретных целей обучения, выбору адекватных форм, методов и средств обучения, конструированию педагогических ситуаций, объяснению учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;

· организационно-методические умения – интегративные пе­дагогические умения по реализации учебно-воспитательного про­цесса: формированию мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установлению педагоги­чески оправданных взаимоотношений, формированию коллектива, организации самоуправления;

· коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогиче­ские умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггес­тивные, ораторские умения и умения по педагогической режиссуре;

· прогностические умения – общепедагогические умения по прогнозированию успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтернативных мо­делей педагогической деятельности, проектирование развития лич­ности и коллектива, контроль за процессом и результатом обуче­ния и воспитания;

· рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценке профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализации;

· организационно-педагогические умения – общепедагогические умения по планированию воспитательного процесса, выбору оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формированию профессиональной направленности личности учащихся;

· общепрофессиональные умения – умения по чтению и составлению чертежей, схем, измерению, техническому диагнозу, выполнению расчетно-графических работ, определению экономических показателей производства;

· конструктивные умения – интегративные умения по разработке технологических процессов и конструированию технических устройств; включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих текстов;

· технологические умения – поливалентные умения по анализу производственной ситуации, планированию и рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технических устройств;

· производственно-операционные умения – общетрудовые умения по смежным рабочим профессиям на уровне 4–5-го квали­фикационного разряда[5];

· специальные yмeния – узкопрофессиональные умeния по специальности в рамках какой-либо одной отрасли производства (машиностроение, электроэнергетика, строительство и др.).

Таким образом, структурно-функциональный анализ профессионально-педагогической деятельности позволил определить три ее уров­ня: вид деятельности, типовые профессионально-педагогические задачи и профессионально-педагогические умения (табл. 29).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: