Функции профессионально-педагогической деятельности

Смысл и значение любой деятельности можно понять, лишь рассматривая ее сквозь призму объективно данных общественных функций. "По­скольку индивидуальная деятельность есть лишь составная часть деятельности общества, – указывает
Б. Ф. Ломов, – ясно, что и анализ ее должен начинаться... с изучения функций этой индиви­дуальной деятельности в системе общественной жизни"[2]. Отсюда вытекает значимость функционального анализа деятельности для понимания ее социальной обусловленности.

Под функцией понимается однородная по содержанию группа устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для данной категории профессионально-педагогических работников.

В социально-психологических исследованиях отчетливо прослеживается тенденция группировки функций на основе анализа содержания деятельности и этапов ее осуществления. Функции, выделяемые по содержательному принципу, определяются целями деятельности. К ним относятся обучающая, воспитывающая и развивающая функции. Они обладают общей структурой, состоят из следующих компонентов: педагогических целей и задач, педагогического взаимодействия (общения), а также контроля и оценки способов учения и преподавания.

На основе изучения педагогической деятельности педагогов профессиональной школы было выделено две группы функций: целевые и операцио­нальные. К целевым относятся функции реализации, которые направлены на достижение главной профессиональной цели – обучение профессии и становление личности специалиста, т. е. обучающая, воспитывающая, развивающая и мотивирующая функции. Их осуществление обеспечивается системой операциональных функ­ций: конструкторской, организаторской, гностической, коммуника­тивной и производственно-технологической. Первые четыре характерны для педагога любого учебного заведения, последняя – лишь для педагога профессиональной школы, она и составляет своеобразие профессионально-педагогического труда.

Охарактеризуем эти функции.

Обучающая функция является одной из ведущих в деятельности педагогов. Ее смысл состоит в формировании у обучаемых системы профессио­нальных знаний, умений и навыков. Имея общую целевую на­правленность, обучающие функции мастера и преподавателя специализированы. Деятельность преподавателей общепрофессионального цикла направлена в основном на формирование профессионально-технологических знаний и умений, составляющих теоретическую базу для практиче­ского освоения профессий. Значимость обучающей функции пре­подавателя возрастает в условиях научно-технической революции. Обучающая функция мастера производственного обучения заклю­чается в формировании у учащихся профессиональных умений и навыков. Выполнение этой функции требует от мастера высокой рабочей квалификации. В связи с переводом профессиональной школы на подготовку высококвалифицированных рабочих широкого профиля, а также по сгруппированным профессиям значение рабочей квалификации в реализации обучающей функции возрастает.

Воспитывающая функция педагогических работни­ков заключается в социально-профессиональном воспитании учащихся. Рас­сматривая эту функцию, исследователи, как правило, сводят ее к социально-политическому, нравственному, трудовому, эстетическому и физическому совершенствованию учащихся. Такой подход, на наш взгляд, неправомерен. Конечно, мастера и преподаватели занимаются всеми этими формами воспитания. Но главное в их воспитательной работе – это формирование профес­сиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности.

Развивающая функция состоит в психическом развитии лич­ности учащихся: их сенсомоторной, интеллектуальной и эмоцио­нально-волевой сферы. Значение этой функции обусловливается двумя факторами. Во-первых, среди учащихся профессиональной школы немало педа­гогически запущенных подростков. Отсутствие учебно-познаватель­ных мотивов и интереса к учению отрицательно сказывается на раз­витии у них основных психических процессов – памяти и мыш­ления. Трудновоспитуемость подростков зачастую обусловлена отклонениями в эмоционально-волевой сфере. Перед педагогами стоит сложная задача не только психического развития, но и его коррекции у части учащихся. Вторым фактором является формирование профессионально важных свойств и ключевых квалификаций. Для каждой профессии эти качества и квалификации специфичны. Их развитие – залог успешного освоения профессиональной деятельности, подготовки конкурентоспособного и профессионально мобильного специалиста.

Следующую группу функций целесообразно выделить на осно­вании последовательности этапов профессионально-педагогической деятельности. В нее входят методическая, производственно-технологическая, организаторская, диагностическая функции.

Методическая функция направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. Правомерность выделения методической функции обусловлена особенностями педагогической деятельности мастера и преподавателя. Централизованное учебно-методическое оснащение учебного процесса невозможно из-за огромного числа сущест­вующих профессий. Поэтому педагоги, осуществляющие профес­сиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно­-техническую информацию, методически ее перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать его, выбирать эффективные средства обучения. Удельный вес этой работы в профессиональной школе значительно больше, чем в общеобразовательной. Многие преподаватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету.

Эта функция предполагает также осмысление эффективности форм, методов и средств педагогического воздействия, учебно-воспитательного процесса. Методическая функция порождает у педагогов постоянное стремление к совершенствованию профессио­нальной деятельности, выработке индивидуального стиля ее выпол­нения, способствует переходу от репродуктивной деятельности к эвристической и творческой. Особенности этой функции инициируют инновационную деятельность.

Специфической функцией, характерной для педагогов профессиональной школы, является производственно-технологи-
ческая
. Впервые эта функция как самостоятельная была выделена Г. А. Карповой[3] с учетом того, что основой профессиональной подготовки является общественно полезный и производительный труд, насыщенный технологическими и техническими средствами производства.

Что же представляет собой эта функция? В труде мастера производственного обучения она сводится к выполнению таких видов работ, как несложный ремонт, наладка и настройка производственно-технических средств, разработка технической и технологической документации, руководство техническим творчеством учащихся, выполнение производственных работ, требующих высо­кой квалификации при изготовлении сложной продукции. Производственно-технологическая функция преподавателя за­ключается в наладке учебно-демонстрационного оборудования, выполнении расчетно-аналитических работ, рационализаторстве, демонстрации рабочих приемов и операций в процессе теорети­ческого обучения.

Производственно-технологическая деятельность мастера и преподавателя выступает как сложный, комплексный вид труда, объединяющий труд инженера, технолога и методиста. Выполнение этой функции занимает у педагогов профессиональной школы достаточно заметное место при планировании и подготовке уроков, оборудовании кабинетов и мастерских, знакомстве с научно-технической информацией, участии в научно-технических обществах, руководстве техническим творчеством.

Организаторская функция реализуется в ходе профессионально-образовательного процесса и воспитательной работы. Она осуществляется при проведении уроков, организации познавательной деятельности учащихся, уп­равлении коллективом группы во внеучебное время, организации режима труда и отдыха учащихся, общественно полезного труда, руководстве научно-техническим творчеством учащихся.

Одной из важных функций педагогов является диагностическая. Выделение диагностической функции в деятельности педагога профессиональной школы обусловливается следующими моментами:

· контингент учащихся профессиональных училищ формируется из числа выпускников основной и полной средней школы. В средней школе познание учащегося ведется на основе длитель­ного наблюдения за ним в ходе учебно-воспитательного процесса, осно­вательного изучения его развития в семье, его социального окружения. В профессиональной школе постепенное накопление сведений об учащемся невозможно. Это обусловлено коротким сроком обучения. Следовательно, педагог психологически должен быть более компетентным, чем его коллега в школе;

· в профессиональных училищах выше, чем в школе, процент подростков с разного рода отклонениями в психике, "трудных". Для осуществления педагогического процесса мастеру, преподавателю необхо­димы и специальные знания, и владение несложными, но опера­тивными методами диагностики деформации психического развития;

· у многих учащихся не сформированы познавательные потребности, способы учебных действий. Они пришли в училище, чтобы получить профессию, а не учиться. Школа потому и рас­сталась с ними, что они не хотели или не могли уже учиться. Пе­дагог должен поставить диагноз такому учаще­муся, выявить причину его "жизнерадостно-наплевательского" от­ношения к учебе.

Таким образом, анализ профессиональной деятельности масте­ров производственного обучения и преподавателей позволяет выделить три функции-цели: обучающую, воспитывающую, развивающую – и четыре функции-операции: методическую, производственно-техническую, организаторскую и диагностиче­скую.

Первая группа функций является ведущей, вторая выступает как общественно выработанные способы достижения целевых фун­кций. В реальной педагогической деятельности все семь рассмот­ренных функций тесно переплетены, взаимосвязаны, что приво­дит к обогащению каждой функции в отдельности и всей дея­тельности в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: