В форме художественного, интеллектуального, вещественного «продукта»; г) умение четко выражать мысли словами

Творчество и личностное развитие как продуктивный процесс противоположны другому типу развития и обучения как усвоения норм и приспособления (адаптации) к условиям жизни (в том числе социальным). В основе второго пути развития:

а) в качестве основы активности выступает мотивация достижения (успеха);

б) процесс достижения цели обеспечивается с помощью стереотипных стратегий и способов поведения (действия);

в) успешность/неуспешность достижения цели оценивается с помощью обратной связи, подкрепления.

В случаях невозможности достижения цели, а также возникновения опасности на пути ее достижения (преграда, конфликт) процесс осуществляется в соответствии с оборонительными стратегиями избегания. Такое поведение свойственно малоодаренным, нетворческим людям.

Возрастные этапы реализации учебных творческих программ соответствуют основным функциональным этапам творческого акта и возрастным этапам личностного роста, обеспечивающим становление творческой зрелости. Можно выделить пять самых общих возрастных и структурно-функциональных этапов творческого роста:

1) ненасыщенная исследовательская активность, проявляющаяся уже в первые годы жизни ребенка;

2) постановка вопросов для других и начало диалогических форм интеллектуального и личностного взаимодействия;

Достижение самостоятельных решений, появление собственных мыслей, что требует заинтересованного слушателя, зрителя, для которого и формулируется только что рожденная мысль. Этот этап личностного самовыражения, харак-

теризующийся интенсивным поиском языка выражения мысли, наиболее сензитивный этап для различных средств языкового развития человека — его речевых, интеллектуальных и образно-эмоциональных художественных

форм;

4) реальное воплощение собственной мысли и стремление к личностной самореализации. Именно с этого этапа начинается становление личностной и творческой зрелости, характеризующейся преодолением игрового и учебного отношения к формулируемым проблемам и предлагаемым решениям. Оно выражается в обосновании достигаемых решений, в их доказательстве, стремлении получать логические, эстетические и социальные оценки собственных мыслей как продуктов творчества. Это этап первой социальной пробы себя и демонстрации своего таланта;

5) профессиональное творческое самоопределение и утверждение себя как творческой личности в будущей профессии. В случае успешного самоопределения последующее профессиональное развитие составляет самосовершенствование и зрелое творчество. Данный этап достигается при условии позитивной оценки и социального признания.

К разработке программ развития одаренной молодежи

До тех пор, пока охрана талантов не являет -ся одной из самых важных задач нашего общества, пока одаренные не имеют возможности развивать и использовать свои душевные и моральные качества, раннее узнавание таланта не имеет практического значения. Доктор Ревеш. Раннее проявление одаренности и ее узнавание (М., 1924.)

Практическая реализация изложенной концепции предполагала не только проведение теоретических и экспериментальных исследований, но также выполнение широкой практической работы по выявлению (диагностике) и развитию детей на всех этапах обучения до


достижения ими уровней среднего и высшего профессионального образования1. При этом мы также основывались на том положении, что как исследования, так тем более практика развития творчески одаренных детей могут быть только длительными (лонгитюдными), обеспечивающими возможности педагогической, психологической и социальной помощи одаренным до достижения ими высоких уровней творческой зрелости и социальной уверенности в возможностях творческой самореализации. В связи с этим мы сформулировали программные задачи развития творческой одаренности начиная с этапа семейного воспитания до высшего образования. Приводим краткое определение смысла каждого этапа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: