Возрастная диагностическая шкала Э. Меймана (1912)

Возраст (лет) Тесты, выявляющие развитие Тесты, выявляющие одаренность Тесты, выявляющие влияние обстановки
    1. Сравнение двух тяжестей: 50 и 100 г, 100 и 150 г 2. Повторение 2—4 букв и цифр и легких предложений из 8—10 слогов  
      3. Подсчет 6 коп.
    4. Рисование квадрата, фигур Бине, умение пояснить, что нарисовано  
  5. Рассматривание картин: 1) свободное; 2) под руководством. Формальное и художественное понимание картины (перспектива, изображение глубины). Два рисунка Бине в двух исполнениях. 6. Определение объема внимания посредством: 1) отдельных точек; 2) групп точек    
      7. Ориентировка во времени: чем различаются утро и вечер? Когда ходят в церковь? По каким дням нельзя работать?
      8. Выяснение способности понимать слова по Термену и Чайльдсу

iiPPPiPIPP

Возраст (лет) Тесты, выявляющие развитие Тесты, выявляющие одаренность Тесты, выявляющие влияние обстановки
  9. Складывание фигур по Бине    
      10. Обозначение 6 основных цветов
      1. Умение показать правую руку, левое ухо
    2. Непосредственное запоминание, повторение 3—6 букв, предложения, состоящего из 14—26 слогов 3. Эстетические сравнения: а) простых рисунков (как у Бине); б) художественных произведений (формальное эстетическое суждение); в) оценка некрасивых картин и объектов  
  4. Умение выносить нравственное суждение: а) находить нравоучение в басне; б) судить о вымышленных случаях    
  - 5. Определение знакомых предметов (вилка, стол, лошадь, солдат): а) свободное определение; б)выванное определение посредством указания на употребление, описания, отнесения к роду и установления различия 6. Выполнение трех одновременно данных поручений  

Возраст (лет) Тесты, выявляющие развитие Тесты, выявляющие одаренность Тесты, выявляющие влияние обстановки
  Ч   7. Ответы на вопросы о родителях и жилище, о сестрах и братьях, о том, где бывает отец днем, что делает мать дома; знание монет, металлов, материалов, некоторых предметов домашнего хозяйства
  8. Ориентировка во времени: сегодня, завтра, вчера, позавчера, времена года 9. См. п. 6 (для возрастав лет)    
    10. См. п. 4 (для возраста 5 лет)  
    1. Распознавание пропущенного в картине  
      2. Списывание 3—5 слов
    3. См. п. 4 (для возраста 5 лет)  
  4. Непосредственное запоминание четырех букв, предложений из 16—28 слогов    
    5. См. п. 5 (для возраста 6 лет)  
Возраст (лет) Тесты, выявляющие развитие Тесты, выявляющие одаренность Тесты, выявляющие влияние обстановки  
      6. Подсчет 20 монет 7. Обозначение 6 монет разного достоинства, цвета флагов, знание того, как выглядят гербы городов, марки и т. д., копеечная, пяти-, десяти-, двадцатикопеечная монеты  
    8. Составление (придумывание) предложения из двух, трех слов .......  
  9. Определение объема внимания      
      10. Обозначение 7 основных цветов и 3 оттенков  
8. 1. Запоминание двух событий из рассказа      
    ..'. 2. Подсчет суммы 3+1,3+2, 3+6 коп. 3. Обозначение 10 цветов 4. Обратный счет от 20 до 1 5. Письмо под диктовку: 1) 8 слов; 2) 16 слов  
               

Возраст (лет) Тесты, выявляющие развитие Тесты, выявляющие одаренность Тесты, выявляющие влияние обстановки
    6. Различение двух объектов (по памяти): муха — комар, корзина — сундук, лестница — приставная лестница, утка — лебедь, шляпа — фуражка, дерево — стекло, железная дорога — трамвай, бережливость — скупость, ошибка—ложь. Умение указать их: а) различие; б)сходство  
  7. Непосредственное запоминание 4—7 букв, предложения, состоящего из 26 слогов 8. См. п. 6 (для возраста 5 лет)    
    9. См. п. 5 (для возраста 5 лет)  
      10. Тест «мяча на лугу» Термена и Чайльдса
      1. См. п. 8 (для возраста 6 лет) плюс к этому знание своего дня рождения, того, в какое время года бывают Пасха, Троица, Рождество 2. Обозначение дней недели и месяцев 3. Сдача 80 коп. с рубля
Возраст (лет) Тесты, выявляющие развитие Тесты, выявляющие одаренность Тесты, выявляющие влияние обстановки  
    4. Умение давать определения: а) непосредственные; б) вызванные примерами Для самостоятельного определения всегда предлагаются соответственные слова. По примеру слова «ложка» определить слово «вилка», а затем подобным же образом: стол — стул, щипцы — ножницы, кукла — волчок, копейка — рубль, роза — фиалка, солдат — городовой, собака — лошадь, коляска — автомобиль 5. Воспроизведение 6 моментов из прочитанного 6. Расположение 6 тяжестей по Бине 7. См. п. 5 для возраста 5 лет    
  8. См. п. 6 (для возраста 5 лет)      
    9. Непосредственное запоминание 4—7 букв (цифр), предложения, состоящего из 14—30 слогов    
      10. Понимание слов по Термену и Чайльдсу  
               

Возраст (лет) Тесты, выявляющие развитие Тесты, выявляющие одаренность Тесты, выявляющие влияние обстановки
      1. Ориентирование во времени, знание месяцев (по Бине) 2. Знание того, как выглядят все монеты, бумажные деньги, почтовые адреса и т. д.
    3. Составление предложения из 2—3 слов 4. Вопросы для выявления интеллигентности (по Бобертагу) ■ i
      5. См. п. 4 (для возраста 5 лет)
  6. Запоминание 4—6 букв (цифр), предложения, состоящего из 40 слогов    
      7. Проверка способности запоминать слова (каку Термена и Чайльдса)
    8. Пересказ басни (по Термену и Чайльдсу)  
Возраст (лет) Тесты, выявляющие развитие Тесты, выявляющие одаренность Тесты, выявляющие влияние обстановки  
  9. Внушаемость при сравнении линий 10. См. п. 3 (для возраста 6 лет)      
    1. Критика бессмысленных предложений (по Бине, а также другие примеры) 2. Составление предложения из 2 слов    
  .-   3. Произнесение 60 слов за 3 мин (ряд слов включает следующие представления: улица, класс, одежда, кухня, квартира, лавка, нормальная и игрушечная железная дорога). (При задержке в 10 мин следует дать другой ряд)  
  - 4.Определение абстрактных понятий: сочувствие, справедливость, зависть, дружба, семья, грех 5. Составление одного предложения из несвязанных слов (по Бине и Бобертагу) 6. Воспроизведение с логическими заданиями: определение понятия, указание причины, следствия    
               

Возраст (лет) Тесты, выявляющие развитие Тесты, выявляющие одаренность Тесты, выявляющие влияние обстановки
  7. Непосредственное запоминание более трудного материала. 8. Вычеркивание букв (е, с, и) (по Бурдону) в словах 7. Непосредственное запоминание более трудного материала  
      9. Пространственные представления: какая получится фигура, если треугольник вращать вокруг определенной оси? 10. Понимание слов (по Термену и Чайльдсу)
  1. Непосредственное запоминание 6—9 цифр (букв), предложений, состоящих из 40 и менее слогов    
    2. Подыскивание рифм, например: стон — слон, забор — собор и т. д.  
      3. Заполнение пропусков в тексте (как в шкале Термена и Чайльдса для 11 -летних детей)
  4. См. п. 6 (для возраста 5 лет) 5. Внушаемость при сравнении линий (по Термену и Чайльдсу) и внушающие вопросы при суждении о картине или о рисунке    
      6. Запоминание слов (по Термену и Чайльдсу)
Возраст (лет) Тесты, выявляющие развитие Тесты, выявляющие одаренность Тесты, выявляющие влияние обстановки  
    7. Определение абстрактных понятий: а) непосредственное; б) под влиянием примеров 8. См, п. 6 (для возраста 11 дет) 9. См. п. 2 (для возраста 11 лет)    
      10. Эстетические суждения (как для более раннего возраста) и формальное понимание картины  
    1. Опыт с развертыванием по Бине 2. Перекладывание треугольника 3. Различение абстрактных понятий: бережливость — скупость, ошибка — ложь 4. Соотнесение понятий и работа с причинными отношениями (метод воспроизведения и метод Гросса)    
  5. Заключения (Штерн, Берт, собст-венныйметод)      
    6. Трудные вопросы для выяснения интеллигентности (если пушку поставить горизонтально, будет ли пушечное ядро лететь, как прежде?)    
      7. Запоминание слов (по Термену и Чайльдсу)  
               

Возраст (лет) Тесты, выявляющие развитие Тесты, выявляющие одаренность Тесты, выявляющие влияние обстановки
    8. Выяснение морали басен и этическое суждение 9. Составление рассказа из предложенных слов  
      10. Эстетическое суждение о сложных объектах (сравнение картин и скульптуры)
  1. Непосредственное запоминание 6—10 цифр (букв) и предложений: а) легких, до 30 слогов; б) трудных, абстрактного содержания, такого же объема   i
      2. См. п. 10 (для возраста 13 лет)
  3. См. 8 (для возраста 13 лет)    
    4. Составление более трудных рассказов из предложенных слов 5. См. п. 4 (для возраста 13 лет) 6. См. п. 7 (для возраста 12 лет) 7. См. п. 5 (для возраста 13 лет) 8. Представление пространства (кольцо Ройса, развертывание по Бине), вращающийся треугольник, циклоиды. Повторение: перекладывание треугольника  
Возраст (лет) Тесты, выявляющие развитие Тесты, выявляющие одаренность Тесты, выявляющие влияние обстановки  
  9. Испытание внушаемости (см. п. 5 для 12 лет) и суждения (критика поступков)      
      10. Письмо под диктовку (почерк, орфография, запоминание, понимание)  
15 лети старше 1. Непосредственное запоминание более трудного материала      
      2. Эстетическое суждение (см. п. 10 для возраста 13 лет), связанное с рассматриванием картин, толкование их  
    3. Объяснение разницы между королем и президентом 4. См. п. 4 (для возраста 14 лет) 5. См. п. 8 (для возраста 14 лет) 6. См, п. 4 (для возраста 13 лет) 7. См. п. 7 (для возраста 12 лет)    
  8. См. п. 8 (для возраста 13 лет)      
    9. См. п. 6 (для возраста 13 лет)    
      10. Понимание слов(по Терменуи Чайльдсу)  
               

Возрастная диагностическая шкала Л. М. Термена и Г. С. Чайльдса (1912)

Возраст (лет) Тестовые задания
  Умение правильно назвать ключ, нож и монету Рассматривание картины и перечисление на ней предметов и лиц Повторение трех однозначных чисел Знание своего пола Сравнение двух тяжестей Что делать, если ты устал (тебе холодно)?
  Подсчет 4 монет Составление прямоугольника Срисовывание квадрата Эстетическое сравнение Определение конкретных предметов посредством указания на их назначение
  Различение утра и вечера Обозначение 4 основных цветов Выполнение трех поручений Повторение выражения, состоящего из 13 слогов Понимание слов (из 10 слов должен быть понят известный процент их)
  Различение правой и левой стороны Указание числа пальцев на руках Подсчет 3 монет Повторение 4 чисел Ответ на 3 легких вопроса Понимание слов (должно быть понято 12 % сказанных слов)
  Описание рассматриваемой картины о Срисовывание ромба Знание достоинств 4 монет Обнаружение пробелов на рисунках Повторение предложений, состоящих из 14—16 слогов Понимание слов (должно быть понято 14 % их)
  Обратный счет от 20 до 1 Сравнение по воспоминанию двух предметов Написание легкого предложения под диктовку Повторение 5 цифр Понимание слов (должно быть понято 18 % их) Тест «мяча на лугу («Нарисованный крут изображает поросшую травой лужайку, на которой потерян мяч; нарисуй путь, по которому ты пойдешь, чтобы наверняка отыскать мяч»)
  Умение назвать дату дня Распределение пяти тяжестей по весу Воспроизведение 4 моментов из прочитанного Подсчет 3 монет Произнесение 50 слов за 2 мин Ответ на 3 трудных вопроса Понимание слов (должно быть понято 23 % их) Заполнение пропусков в тексте
  Составление предложения из 3 слов
  Повторение 5 цифр
  Разменивание денег
  Понимание слов (должно быть понято 26 % их)
  Заполнение пропусков в тексте
  Тест «мяча на лугу»
  Пересказ только что прослушанной басни
  Решение 5 задач на счет
  Ответ на 4 трудных вопроса
  Заполнение пропусков в тексте
  Понимание слов (должно быть понято 30 % их)
  Пересказ басни
  Нахождение основной мысли в 5 шутках и анекдотах
  Составление предложения из перепутанных слов
  Критика нелепостей в предложениях
  Воспроизведение 7 моментов из прочитанного текста
  Повторение предложения, состоящего из 26 слогов
  Способность не поддаться внушению при сравнении длины
  линий
  Понимание слов (должно быть понято 36 % их)
  Повторение 7 цифр
  Пересказ басни
  Решение арифметической задачи
  Понимание слов (должно быть понято 42 % их)
  Заполнение пропусков в тексте
  «Поставь стрелку часов на 3 ч без 4 мин»
  Пересказ басни
  Рассматривание картин; толкование их
  Заполнение пропусков в тексте
  Тест с диаграммами
Взрос- Перекладывание треугольника
лые Объяснение разницы между королем и президентом
  Тест «мяча на лугу»
  Заполнение пропусков в тексте
  Выделение основной мысли рассказа

Примечание. Повторение некоторых тестов на различных возрастных ступенях связано с изменением предъявляемых требований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: