double arrow

Понятие надежности коммерческого банка


Термин «надежность» наиболее популярен в банковской литературе. Под этим в общем случае понимается комплексная характеристика текущего финансово-экономического состояния банка и его перспектив на обозримое будущее, полученная, как правило, на базе более или менее глубокого дистанционного анализа его официальной и публикуемой отчетности.

Такая оценка чаще всего дается в баллах, значит, она довольно субъективна. Различные наборы показателей могут здесь учитываться. Например, широко распространен подход, при котором о надежности банков, судя по тому, как ведут себя рассчитанные для каждого конкретного банка показатели достаточности капитала, качества активов, ликвидности, качества управления, доходности.

Если индивидуальные значения перечисленных или иных показателей укладываются в нормативные требования, а при их отсутствии значение оценки находиться не ниже средних значений тех же показателей по банковскому сектору, то банк будет считаться надежным.

Следует иметь в виду неотъемлемые сложности, связанные с таким пониманием надежности банка, делающие эту оценку во многом условной, а ее практическое применение - проблематичным.




Во-первых, такая оценка должна учитывать самые разные стороны функционирования банка, т.е. если даже каждая сторона банка полностью оценена, то сложно догадаться, как все эти отдельные оценки свести к одному показателю.

Во-вторых, не все показатели подвергаются строгой количественной оценке, например, это касается качества управления.

В-третьих, множество вопросов связаны с полнотой, сопоставимостью и достоверностью предоставляемой банками информации. Также на основе этой информации судят о нынешнем состоянии банка и его будущих тенденциях.

В-четвертых, балльные оценки - это всегда значения сугубо «авторские», произвольные и поэтому строго доказать их обоснованность или необоснованность в принципе невозможно.

В-пятых, крайне низка вероятность того, что в условиях функционирования банков ничего существенно-нового появиться не может и в значительной мере условным и искусственным выглядит распространение характеристик, сформулированных на базе анализа информации, отражающей вчерашний день банков.

Понятие «надежность банка» отражает как бы взгляд на него извне, прежде всего со стороны клиентуры. Взгляд самих банков на собственную надежность и способы ее обеспечения лучше всего выражается понятием «устойчивость».

Банк также может обеспечить себе финансовую надежность, ссылаясь на законы о банках, следующими способами:

1. Создание собственных фондов, резервов;

2. Соблюдение обязательных экономических нормативов;

3. Организация внутреннего контроля;

4. Классификация активов с выделением сомнительных и безнадежных долгов и создание фондов на покрытие возможных убытков.

Все эти рекомендации правильные, но их недостаточно для банков уже прошедших первоначальный этап своего развития. Для них главными задачами становятся:

1. Развитие системы корреспондентских отношений;

2. Переход к активному использованию привлеченных средств;

3. Постоянная готовность правильно реагировать на изменение ситуации;

4. Освоение всего спектра банковских операций.

«Устойчивость банка» выражает состояния банка в условиях реальной экономической и социальной среды и во многом зависит от стабильности последней.







Сейчас читают про: