В частности, в Древней Греции в основном преобладали теории естественного происхождения государства. Так, Аристотель, полагал, что развитие семьи, разросшейся до селения, а затем до города - государства (полиса), явилось основной причиной возникновения государства. В средние века, когда мировоззрением общества выступала христианская религия, господствовала теологическая концепция происхождения государства. Ученый-богослов этого периода Фома Аквинский рассматривал государство как Божий промысел. Он считал, что возникновение государственности аналогично процессу сотворения мира Богом. Основателем патриархальной теории происхождения государства был английский политический мыслитель XVIII в. Роберт Фильмер. Его теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиноваться правителю. Примерно в это же время широкое распространение получила договорная концепция происхождения государства. Ее представителями были Г. Гроций, Дж. Локк, Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и др. По их мнению, основная причина возникновения государства - соглашение народа, который заключает договор, отказываясь от части своей свободы в обмен на индивидуальную безопасность каждого члена общества. Договор Должен обеспечить основные естественные права и свободы личности. По мнению сторонников теории насилия, государство является результатом прямого политического действия - внутреннего или внешнего насилия и завоевания слабых и плохо организованных групп людей более сильными и лучше организованными. В историческом развитии теоретических взглядов на природу государства существенное место занимает марксистская концепция. К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин подходили к решению вопросов возникновения государства с точки зрения интересов классов. Они считали, что государство явление историческое. Государство возникло на более поздней ступени развития человечества в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и связанного с этим расколом общества на классы с непримиримыми интересами.
|
|