ИЗ ЛЕКЦИИ:
Внешние факторы
· Регулирование законодательства
· Место расположения предприятия
Внутренние факторы:
· Цели компании
· Стили работы:
o теория К.Левина,
o модель Фильдера(2 стиля управления: стиль кот ориентируется на работников, и стиль, кот ориентируется на задачи)
o теория Блейк и Моута: 8 стилей
· Рабочая группа (структура группа, ценности, нормы)
· Опыт лидера
· Природа задачи
|
|
Кадровая политика учитывает:
1. Направление деятельности(как осуществляется оплата труда, трудовые отношения, безопасность деятельности)
2. Личностные и профессиональные характеристики работников
3. Оценочные критерии эффективности кадровой политики(выражение эффективность присутствует ли жалобы, соблюдение трудового законодательства)
ИЗ ИНТЕРНЕТА:
Диагностический подход к решению проблем кадрового менеджмента, изложенный Дж. Иванцевичем [10], имеет широкое практическое применение и ряд достоинств, обусловивших его популярность. Такой подход предполагает использование данных анализа влияния внешних и внутренних факторов на состояние деятельности предприятия в сфере кадрового управления, устанавливает диагноз и предлагает конкретные варианты решения.
|
|
Цель диагностики заключается в выявлении “болевых точек”, неблагополучных направлений предприятия, в удалении их и создании благоприятных условий для развития и формирования кадровой политики.
УП-модель включает в себя три главных объекта анализа:
1) люди (персонал);
2) внешние и внутренние условия;
3) само предприятие или организация.
Диагностическая модель показывает, какие из взаимодействий вышеперечисленных трех важнейших элементов должны быть выделены и проанализированы при решении конкретной задачи УП.
Данная модель состоит из следующих блоков:
■ внешних факторов;
■ внутренних факторов;
■ кадровой политики.
Каждому из приведенных блоков может быть дана особая характеристика.
Внешние факторы
1. Правительственное регулирование. Независимо от формы собственности любое предприятие функционирует в пределах законов, установленных государством, что имеет положительную и отрицательную стороны:
а) позитивная – правительственное регулирование позволяет охранять основные права людей в рамках фирмы;
б) негативная:
■ законы не всегда соответствуют действительности;
■ регулирование способствует применению упрощенных подходов к сложным проблемам (например, единый подход к малым и крупным организациям, одна и та же система регулирования применяется для предприятий в разных отраслях):
|
|
■ сроки принятия решений по кадровой политике удлиняются;
■ зачастую регулирование не ведет к взаимной выгоде (государство–предприятие), но приводит к необходимости более сложного юридического маневрирования;
■ законы устаревают, но не отменяются.
В области кадрового менеджмента определяющим фактором является трудовое законодательство и правовое регулирование трудовых отношений, что имеет определенные достоинства:
■ законодательное установление равных возможностей при приеме на работу, отборе кадров, продвижении и обучении граждан;
■ исключение дискриминации по расовому, половому, национальному и возрастному признакам;
■ регулирование условий оплаты труда, длительности рабочего дня, безработицы, пособий (по пенсионному обеспечению и выходных пособий) и деятельности по охране здоровья;
а также недостатки:
■ стимулирование применения упрошенных подходов к сложным проблемам, что не всегда оправданно;
■ торможение сроков принятия решений в сфере кадрового менеджмента;
■ отсутствие взаимной выгоды и необходимость более сложного юридического маневрирования;
■ сохранение юридической силы законов и предписаний, устаревающих со временем.
2. Профсоюзы. В большинстве зарубежных стран профсоюзные организации, обладая значительными полномочиями и способностью воздействовать на администрацию, оказывают существенное влияние на разработку кадровой политики фирмы, в том числе при решении вопросов о комплектовании персонала фирмы, продвижении (должностном перемещении) и планировании карьеры персонала.
3. Экономические условия. При разработке кадровой политики фирмы менеджер должен учитывать ситуацию на рынке, т.е. ориентироваться на экономические условия (связанные с персоналом) в конкурирующих фирмах. Такими условиями в частности являются:
■ оплата труда;
■ условия труда;
■ программы льгот;
■ пенсионное обеспечение;
■ социально-экономические условия и др.
4. Структурный состав рабочей силы подразумевает ситуацию на рынке труда, т.е. предложение трудовых ресурсов, их стоимость, квалификацию, условия найма и т.п.
5. Место расположения предприятия означает в первую очередь его стратегическое положение относительно коммуникаций, средств связи, транспортных магистралей и удаленность от городов. Очевидно, что в центре мегаполиса с развитой инфраструктурой гораздо проще найти необходимого фирме человека, чем в отдаленном от центра районе. С другой стороны, менеджером по персоналу должна учитываться возможность найма дополнительных кадров необходимой квалификации. Источниками могут быть расположенные вблизи предприятия вузы соответствующего профиля, техникумы и училища.
Внутренние факторы
1. Цели. Общие цели предприятия разбиваются на две группы:
а) связанные с динамичным ростом;
б) связанные со стабилизацией предприятия.
Цели, поставленные перед предприятием, должны быть выделены, четко структурированы и сгруппированы по направлениям, а также представлены в виде системы. Это необходимо как самому руководству компании для проведения планомерной политики развития предприятия и контроля ее результатов, так и ее сотрудникам, которые могут ясно увидеть, к чему стремится их фирма и чего хочет достичь. С точки зрения кадрового менеджмента можно выделить следующую целевую ориентацию:
■ обеспечение удовлетворенности работников их трудом;
■ адаптация персонала к изменениям внутри самой компании;
■ привитие корпоративного духа, развитие профессиональных навыков.
2. Стиль работы. Довольно часто стиль работы проявляется как две крайности:
|
|
■ ориентация предприятия на централизацию и, как результат, разрастание бюрократической системы в управлении;
■ ориентация на децентрализацию, отсутствие координации на достижение единой цели.
В практике руководства необходимо придерживаться важнейшего принципа управления – оптимального сочетания централизации и децентрализации. Это требует от менеджера больших усилий по выработке гибкой системы управления персоналом. Нахождение компромисса между авторитарностью и абсолютной демократией – довольно тонкий и нетривиальный вопрос, в значительной мере зависящий от состава персонала, его интеллектуального и общеобразовательного уровня развития, природы задачи и личных качеств менеджера по персоналу.
3. Природа задачи означает характеристику работы по следующим показателям:
■ степень требуемых физических усилий;
■ степень вредности;
■ продолжительность рабочего дня;
■ взаимодействие с людьми;
■ расположение рабочего места (на улице или в помещении, общий цех или отдельное подразделение, а также влажность, температура, освещенность и т.п.).
4. Рабочая группа является основным элементом в системе управления персоналом и формируется с учетом следующих моментов:
■ психологическая совместимость всех членов группы;
■ профессиональное взаимодополнение;
■ единство рабочей группы во всех ее действиях и проявлениях;
■ определенность целей работы для каждой рабочей группы;
■ активная работа и поиск максимально эффективных путей выполнения поставленных задач всеми членами группы;
■ полноправное участие каждого члена группы в дискуссиях и при принятии решений;
■ наличие у рабочей группы ресурсов (материальных, трудовых и пр.), соответствующих поставленным целям и задачам.
5. Стиль и опыт лидера – данный фактор означает, что лидеры должны умело использовать свое мастерство, личные качества и информацию всех видов для активизации работы персонала. При этом предполагается, что формальный и неформальный лидеры проявляются в одном лице.
|
|
Кадровая политика
Основные направления УП-деятельности. Дж. Иванцевич выделяет следующие основные направления в сфере управления персоналом [10]:
■ обеспечение равных возможностей эффективного труда;
■ анализ рабочих мест;
■ планирование рабочих мест;
■ набор персонала;
■ отбор кадров;
■ оценка результативности труда;
■ обучение и повышение квалификации персонала;
■ планирование карьеры и перемещения по службе;
■ оплата труда, пособия;
■ обеспечение трудовой дисциплины;
■ трудовые отношения;
■ обеспечение безопасных и здоровых условий труда;
■ режим работы (продолжительность, сменность, гибкий график и др.).
Личностные характеристики работников. У каждого отдельного работника есть существенные характеристики, которые должны быть учтены при разработке кадровой политики.
1. Способности работников генетически обусловлены. Некоторые из них можно развить в процессе обучения и тренировки. Менеджер по персоналу, используя информацию о способностях работников, должен выявить, в кого и в каком направлении вкладывать деньги при проведении той или иной кадровой стратегии. При этом способности работника рассматриваются в нескольких аспектах:
■ механические и двигательно-координационные;
■ умственно-творческие (таланты, способности к искусству).
2. Образ мышления и склонности.
3. Предпочтения и рабочие интересы.
4. Мотивация. Факторы мотивации в значительной степени определяют поведение человека на работе. При этом реализация каждого направления УП-деятельности должна осуществляться с учетом предпочтений и интересов работников, а мотивация должна быть индивидуальной. Это необходимо для достижения общих целей предприятия.
5. Личные качества работника включают в себя такие параметры, как:
■ черты характера;
■ личностные ценности;
■ эмоциональная возбудимость (типологическая характеристика);
■ добросовестность;
■ трудолюбие.
Оценочные критерии эффективности кадровой политики. При оценке эффективности кадровой политики учитываются как количественные, так и качественные показатели:
■ результативность труда;
■ соблюдение законодательства;
■ удовлетворенность работников трудом;
■ наличие, количество и частота прогулов;
■ “текучесть” кадров;
■ наличие трудовых конфликтов;
■ наличие жалоб;
■ частота рабочего травматизма.
Диагностическое моделирование позволяет менеджеру провести комплексную оценку возможностей предприятия с целью формирования обоснованной программы развития предприятия (в том числе кадровой политики).