double arrow

Мифологическое мировоззрение


Исторически первым типом мировоззрения у всех народов мира было мифологическое мировоззрение. Мифология – это универсальная, ещё не расчленённая (синкретическая), единая форма общественного сознания, которая доминировала на ранних стадиях первобытного (доисторического) общества.

Мифология – мировоззрение первобытнообщинного, родового общества, и состоит из стихийно складывающихся легенд, сказаний о жизни, о происхождении, о возникновении ремёсел, которые передаются через поколения.

Суть мифологии заключается в перенесении общинно-родовых отношений на весь окружающий мир. Мифологические представления вырабатываются коллективно-бессознательно и являются фантастическим, обобщённым отражением природного и социального бытия в сознании человека родового общества.

Мифы (греч. ̶ повествование, сказание), были первой попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества в те далёкие времена, когда люди ещё только начинали вглядываться в окружающий их мир, только приступали к его исследованию и были ещё не способны выделить себя из окружающей среды. Сложилось множество преданий о богах, героях и чудесных существах, в которых в художественной форме объяснялось устройство Космоса, Вселенной, мира, природы и судьбы человечества. Мифы – это чувственно-наглядные поэтические образы, в которых заключено духовное богатство и мудрость народов.




Миф, как он существовал в первобытной общине, т.е. в его живой первозданной форме – это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определённых общественных установок, для санкционирования определённого типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления ещё не возникла потребность в получении специальных знаний.

Миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Основные черты мифологического мировоззрения сводятся к следующему:

1. Представление о родственной связи сил и явлений и человеческих коллективов. Антропоморфизм, т.е. перенос свойств человека на весь окружающий мир.

2. Персонификация, олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности.

3. Мифологическое мышление по своей природе художественное, оно оперирует образами, а не понятиями.

4. Авторитарность, т.е. обоснование происходящего через авторитет.



5. Объяснение происхождения Вселенной, Земли и человека:

̶ объяснение природных явлений;

̶ жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения (зачатки эмпирических знаний древних людей);

̶ вопросы чести, долга, этики и нравственности.

В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединились зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:

1) диахронический (рассказ о прошлом) и

2) синхронический (объяснение настоящего и будущего).

Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа носителю мифа представляется в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифы выступали и выступают важным стабилизирующим фактором общественной жизни. Кроме этого, значение мифов (в том числе и современных) состоит в том, что они устанавливают гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивают внутреннее согласие человеческой жизни.

Именно из мифов выделились со временем и религия и философия: систематизация фантазий привела к возникновению религии, а систематизация знаний ̶ философии.







Сейчас читают про: