double arrow

Терминологический аппарат специальной психологии. Представления о нормальном и отклонябщемся развитии

Специальная психология.

1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки. Основные направления специальной психологии.

Специальная психология — это наука, занимающаяся изучением закономерностей атипичного развития, его проявлений и влияния на жизненный путь человека.

Специальная психология возникла и развивалась как пограничная область знаний, имеющая широкие связи с другими науками, особенно с общей психологией, медициной, педагогикой. Она вбирает в себя достижения гуманитарных и естественных наук (философии, социологии, юриспруденции; биологии, генетики, анатомии, физиологии и др.).

Как и любая наука, являющаяся самостоятельной отраслью человеческого знания, специальная психология имеет свой предмет - это закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов.

  1. тифлопсихология — психология лиц с нарушением зрения;
  2. сурдопсихология — психология лиц с нарушением слуха;

тифлосурдопсихология — раздел, занимающийся лицами с нарушениями и зрения, и слуха;

  1. олигофренопсихология — психология умственно отсталых;
  2. логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами;
  3. психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (в основном, ранний детский аутизм);
  4. психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата (в основном, детский церебральный паралич);
  5. психология лиц с задержкой психического развития;
  6. психология лиц со сложным дефектом.

Терминологический аппарат специальной психологии. Представления о нормальном и отклонябщемся развитии.

Определение «степени нормальности» человека — сложная и ответственная междисциплинарная проблема. Личностно ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной, так и мировой системы образования на всех его уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми знаниями и навыками, позволяющими ему обеспечить «индивидуальную траекторию развития» не только так называемого среднестатистического ребенка, но ребенка, отличающегося яркой индивидуальностью и неповторимостью.

В связи с этим «норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.

Статистическая норма — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т. п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д. Имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, обеспеченные соответствующей системой диагностических методов, позволяют квалифицировать с большей или меньшей точностью наблюдаемые особенности детского развития как индивидуальные варианты нормативного развития или как «отклонения» (так называемая кривая Гаусса). Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних величин, тем с большим основанием можно квалифицировать данный случай как отклонение (рис. 1).

Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом развития каждого человека. Другими словами, это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений. В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума — с другой.

Идеальная норма — это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.

Адаптация - приспособление организма к условиям существования.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохраненном интеллекте.

Анамнез -сведения о начале и развитии болезни, которые получают от больного или его близких и используют для установления диагноза.

Адекватный - соответствующий, точный.

Аномальное развитие -неправильное развитие, с отклонениями от нормального.

Амблиопия – понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении острот центрального зрения.

Анализатор – физиологический аппарат, осуществляющий анализ раздражений, поступающих из внутренней и внешней среды.

Аутизм – свойство ребенка или подростка, выражающееся в резком снижении контактов с окружающими, слабо развитой речью и своеобразной реакцией на изменения в окружении.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Амблиопия – слабость зрения при отсутствии наружных повреждений глаза.

Вторичные дефекты у слепых и слабовидящих, у глухих и слабослышащих – дефекты, обусловленные нарушениями зрения и слуха и, препятствующие развитию личности ребенка.

Гидроцефалия – водянка мозга, выражающаяся в избытке спинномозговой жидкости в полости черепа.

Гиперкинез – разнообразные непроизвольные движения, возникшие в результате органических и функциональных нарушений нервной системы.

Дауна болезнь – одна из форм олигофрении, при которой выраженная умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним видом.

Дебильность – легкая степень умственного недоразвития при олигофрении.

Декомпенсация – расстройство деятельности какого-либо органа или организма в целом вследствие нарушения компенсации.

Деменция – слабоумие как следствие недоразвития или атрофии высших психических функций.

Депривация сенсорная – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений, осуществляемое с экспериментальными целями.

Дизартрия – расстройство артикуляции, проявляющееся в неясном произношении, замедленности или прерывности речи.

Дислалия – нарушение произношения звуков.

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития

Идиотия – наиболее тяжелая степень умственного недоразвития при олигофрении.

Имбецильность – форма олигофрении, занимающая по степени умственного недоразвития промежуточное положение между дебильностью и идиотией.

Компенсация – возмещение недоразвитых или нарушенных психологических функций путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенных функций.

Коррекция психологическая (психокоррекция) – понимается как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которое по принятой схеме критериев не соответствуют «оптимальной» модели.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – сборная группа различных по причине, механизмам развития и клиническим проявлениям патологических состояний.

Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие какой-либо психической травмы.

Парафазия – болезненное расстройство речи, связанное с сенсорной афазией в виде речевых нарушений.

Психопатия – совокупность стойких особенностей склада личности (дисгармония, неуравновешенность, неустойчивость психических процессов).

Синдром - совокупность симптомов, связанных единым происхождением.

Симптом - признак патологического состояния.

Тонус – определенное функциональное состояние различных органов, обеспечиваемое непрерывным возбуждением нервных центров.

Трисомия – вид хромосомной патологии

Церебральный – мозговой.

Эхолалия – автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением.

Энурез – недержание мочи у нервных и физически слабых детей при неблагоприятных внешних условиях.

Этиология – учение о причинах болезни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: