Для определения числа и вместимости (мощности) учреждений и предприятий обслуживания населения в СНиП 2.07.01-89 приведены соответствующие нормативы, которые носят рекомендательный характер. Там же приводятся показатели для расчета прилегающей к зданиям территории. Исходной величиной для расчета является удельный показатель (число учащихся, общая площадь помещений, количество рабочих мест и т.п.), приводящийся на 1 тысячу жителей (микрорайона, жилого района или города).
Ряд учреждений допускается размещать в первых этажах многоэтажных жилых домов, расположенных на границе с улицами, или в пристройках к ним:
-торговые предприятия (за исключением специализированных магазинов с легко воспламеняющимися товарами и горючими материалами);
-предприятия общественного питания до 50 посадочных мест;
-ателье и мастерские по ремонту одежды и бытовой техники;
-приемные пункты прачечной и химчистки;
-аптеки и раздаточные пункты молочной кухни;
-детские дошкольные учреждения и досуговые группы, блоки-помещения начальной школы вместимостью до 240 человек и т.п.
Систему озеленения микрорайона необходимо разрабатывать с учетом его размеров и общего архитектурно-пространственного решения. Площадь озелененной территории в соответствии со СНиП 2.07.01-89* должна составлять не менее 6 м2/чел ., без учета участков школ и детских дошкольных учреждений. В площадь озелененной территории включаются площадки для отдыха, игр детей, пешеходные дорожки, если они занимают не более 30% общей площади участка. В общем виде эта система включает посадки по границам микрорайона, вдоль внутри-микрорайонных проездов и вокруг хозяйственных и подсобных сооружений, зеленые насаждения сада микрорайона, территорий групп жилых домов, школ и детских дошкольных учреждений, а в районах с плотной застройкой система может быть дополнена устройством микросадов на крышах зданий.
Сад микрорайона рационально устраивать лишь в очень больших микрорайонах и при отсутствии поблизости крупных массивов зелени. Такие сады располагают вблизи жилых домов в радиусе пешеходной доступности (500м), а площадь их колеблется от 2 до 12га.
На территориях школ размещают следующие зоны:
-учебно-опытную,
-спортивную,
-отдыха
-хозяйственную.
1) Спортивную зону не допускается располагать со стороны окон учебных помещений.
2) Зону отдыха рекомендуется устраивать вблизи выхода из учебного здания, а хозяйственную — со стороны входа в производственные помещения столовой.
3) Въезд на хозяйственную зону организуют с улицы или внутриквартального проезда. Вокруг здания на расстоянии 5-8м (в зависимости от этажности) от стен проектируется противопожарный проезд шириной 3,5м. Школьный участок должен быть огражден живой изгородью, а со стороны улицы и проездов — железобетонным решетчатым ограждением или стальной сеткой. По границам участка следует предусматривать защитную зеленую полосу из деревьев и кустарников.
На территориях детских дошкольных учреждении размещают групповые площадки. При каждой групповой площадке (кроме северных районов) устраивают теневой навес и окружают живой изгородью.
Хозяйственные площадки располагают при входах в помещения кухни и прачечной, при этом они не должны примыкать к групповым и физкультурным площадкам. Всю территорию участка ограждают забором и живой изгородью.
20. Организация жилой зоны микрорайона. Типы жилых домов. Благоустройство.
Планировка жилых районов и микрорайонов должна обеспечивать хорошие санитарно-гигиенические условия жизни населения, учитывающие природно-климатические особенности места строительства.
Жилая застройка может быть решена 1-й или несколькими жилыми группами. Характер объёмно-пространственной организации групп может быть: замкнутый, полузамкнутый, строчный. Типы жилых домов:
По этажности: малоэтажный (1-2 эт.), средней этажности (3-5), повышенной этажности (6-10), многоэтажные (>10)
По объёмно-планировочным решениям: одноквартирные, блокированные (таунхаузы), секционные, коридорные, галерейные, башенного типа, смешанных планировочных структур.
В благоустройстве жилой среды большое значение имеют площадки различного назначения: для игр детей, отдыха взрослых, занятий физкультурой и спортивными играми подростков и взрослого населения, хозяйственных площадок, открытых автостоянок.
Размеры площадок определяются расчетом по удельным показателям (СНиП 2.07.01-89*).
Детские площадки проектируют для разных возрастных групп (ясельного — от 1 до 3 лет, дошкольного — от 3 до 6 лет и младшего школьного возраста) с учетом специфики поведения детей, присущей возрасту.
Дети ясельного возраста менее подвижны, не могут играть со сверстниками, требуют постоянного внимания со стороны взрослых. Больше всего их занимает игра с песком, поэтому песочница является главным элементом площадки. Остальное оборудование состоит из садовых скамеек, низких качелей или каруселей.
Площадки для дошкольников требуют большей площади. Площадки подразделяют на зоны: для игр со специальным оборудованием. Детские площадки для малышей необходимо размещать равномерно по всей территории в непосредственной близости от жилых домов.
Площадки для детей младшего школьного возраста допускается объединять для нескольких групп домов и располагать за пределами дворов. Территорию площадки зонируют и оборудуют соответственно роду занятий: для гимнастики, для подвижных игр с игровыми установками (качели, карусели, система шведских стенок); для настольных игр. Все площадки оборудуют скамьями, теневыми навесами, перголами.
Площадки для отдыха взрослого населения удаляют от окон зданий минимум на 10м, располагают вне дворовых территорий.
Для нескольких групп домов предусматривается устройство специальных спортивных площадок для самостоятельных занятий физкультурой подростков и взрослых.
Одним из важных элементов благоустройства является расположение и оборудование хозяйственно - бытовых площадок: для сушки белья, чистки ковров и домашних вещей, выгула собак и установки мусоросборников.
Площадки для чистки ковров и сушки домашних вещей оборудуют металлическими рамами, а для сушки белья — специальными стойками с крючками для крепления веревок.
Площадки для выгула соба к располагают на расстоянии не менее 40 м от окон жилых и общественных зданий вне дворовых территорий по одной на несколько групп домов, ограждают сетчатым забором и оборудуют специальными устройствами.
Открытые автостоянки для временного хранения легковых автомобилей располагают на расстоянии не более 100 м от наиболее удаленных входов в жилые дома и с учетом нормируемых расстояний до окон жилых и общественных зданий, территорий общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений в соответствии со СНиП 2.07.01-89
Необходимо учитывать потребности инвалидов, престарелых и других категорий людей с ослабленным здоровьем. Для них предусматривают обходные пути у искусственных препятствий, пандусы на всех перепадах рельефа, ограждения наиболее опасных мест, а также покрытия из специальных материалов, облегчающих ориентацию людей с ослабленным зрением.