Организация улично-дорожной сети города. Условия создания её рационального функционирования

УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ – совокупность улиц, площадей и дорог общегородского и районного значения, соединяющие жилые и промышленные районы города между собой, по которым осуществляется движение транспорта и пешеходов.

Различают следующие приемы планировки (см. рисунок) радиальную, радиально-кольцевую, прямоугольную или шахматную, треугольную, прямоугольно – диагональную, комбинированную и свободную.

Для градостроительной оценки всех этих систем целесообразно применять показатели, наиболее четко и устойчиво характеризующие систему планировки. Такими показателями являются коэффициент непрямолинейности и пропускная способность системы.

Где K – коэффициент непрямолинейности, l- расстояние между двумя точками, измеренное по фактическому пути, в м.; l0 – расстояние между теми же точками, измеренное по воздушной линии в м.

При сравнении различных систем применятся средневзвешенный коэф. непрямолин., определяемый с учетом неравномерности расселения городского расселения и размещения городских мест массового посещения населением, вызывающих значительные пассажиропотоки (общегородской и районные центры, железнодорожные, автобусные и водные вокзалы, крупные промышленные предприятия, стадионы, парки отдыха и т.д.)

Пешеходные аллеи и дороги вме­сте с тротуарами улиц

и проездов образуют единую сеть пешеходных сообщений микрорайона.

Их прокла­дывают за пределами дворов групп жилых домов по направлению основных пешеходных связей по наиболее коротким путям.

Пешеходные дорожки предусма­тривают для связи озелененных про­странств микрорайонов и элементов благоустройства в пределах дворов групп жилых домов.

Ширина доро­жек принимается в зависимости от потока

пешеходов и может состав­лять 0,75-2,25 м.

Внутри межмагистральной тер­ритории должна быть организована система пешеходной и транспортной связи групп жилых домов и обще­ственных учреждений микрорайо­на с магистральными улицами. Эта система должна соответствовать общему композиционному замыслу планировки и пространственному решению жилой застройки и вклю­чать в себя жилые улицы и микро­районные проезды

Тупики, отходящие от улиц или основных проездов и служащие для подъезда к домам, могут опреде­лять группировку построек. Систему проездов следует связы­вать с размещением входов в жилые и общественные здания; по возмож­ности не допускать сквозных проез­дов через территорию микрорайона, а при трассировке проездов большой протяженности предусматривать их криволинейные очертания для ограни­чения скорости движения автомобилей; трассировать основные проезды без пересечения с пешеходными дорогами и аллеями, направленными от групп жилых домов к зданиям школ и дет­ских дошкольных учреждений.

Частые въезды и выезды из ми­крорайонов на магистральные улицы нежелательны, поскольку тормо­зят скорость движения городского транспорта, нарушают его безопас­ность. Однако въезды на террито­рию, а также сквозные проезды в многосекционных домах большой протяженности следует размещать на расстоянии не более 300 м друг от друга (в реконструируемых районах с периметральной застройкой — не более 180 м) для обеспечения Микрорайонные проезды, примыкающие к проезжим частям жилых и магистральных улиц, должны иметь две полосы движения (так называемые основные проезды шириной 5,5 м). Их примыкание к магистралям допускается распола­гать на расстоянии не менее 50 м от стоп-линий перекрестка.

При проектировании проездов в кварталах для обеспечения подъезда к группам жилых зданий от 5 этажей и выше, крупным учреждениям, пред­приятиям обслуживания и торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а для подъезда к отдельно стоящим зданиям и сооруже­ниям (трансформаторным подстанци­ям, тепловым пунктам, участкам школ и детских садов) — второстепенные, шириной 3,5 м. В пределах фасадов зданий, имеющих входы, проезды устраиваются шириной 5,5 м. Минимальные радиусы закруг­лений бортов всех типов проездов составляют 4 м.

Вдоль проезжих частей основных и второстепенных проездов устра­иваются тротуары шириной соот­ветственно 1,0 и 0,75 м. Тротуары следует устраивать приподнятыми над уровнем проездов на 15 см, а на подходах к школам и детским до­школьным учреждениям — в одном уровне с устройством рампы.

На территориях жилого, обще­ственного и рекреационного назна­чения необходимо предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок, для чего устраиваются по­логие пандусы.

При застройке до­мами 9 этажей и выше с тех сторон зданий, где не требуется устройство постоянных подъездов, должны пред­усматриваться пожарные проезды шириной 3,5.

Структура селитебной территории города. Микрорайон. Жилой район. Планировочный район.

Селитебные зоны населенных мест отводятся для быта и обще­ственной жизни. На их территории размещаются; жилая застройка, учреждения, предприятия и цен­тры системы общественного об­служивания населения, зеленые насаждения общего пользования, уличная сеть и места для стоян­ки и хранения автомашин. Кроме того, на селитебной территории могут находиться предприятия, не ока­зывающие вредного воздействия на окружающую среду (научно-иссле­довательские и проектные учреж­дения и др.). Жилые образования тяготеют к обслуживающим учреж­дениям, поэтому пространственную структуру селитебных территорий в значительной степени определяет система общественного обслуживания, суть построения которой состоит в размещении учреждений в соот­ветствии с их назначением и часто­той пользования населением. Членение селитебной территории осуществляется системой дорог и улиц. Для обеспечения максимальной изолированности от неблагоприят­ного влияния городского транспорта жилая застройка выделяется в виде компактных образований, не пере­секаемых автотрассами. Тем самым определяется основной структурный элемент селитебной территории населенных мест— микрорайон (квартал). Несколько микрорайонов, объединенных общественным центром, создают более крупное структурное образование — жилой район. В крупнейших, крупных и больших городах, территория которых расчленяется водоемами, оврагами, зелеными массивами, железнодорожными путями и т.п., создаются планировочные районы (зоны), в состав которых включается несколько жилых районов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: