УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ – совокупность улиц, площадей и дорог общегородского и районного значения, соединяющие жилые и промышленные районы города между собой, по которым осуществляется движение транспорта и пешеходов.
Различают следующие приемы планировки (см. рисунок) радиальную, радиально-кольцевую, прямоугольную или шахматную, треугольную, прямоугольно – диагональную, комбинированную и свободную.
Для градостроительной оценки всех этих систем целесообразно применять показатели, наиболее четко и устойчиво характеризующие систему планировки. Такими показателями являются коэффициент непрямолинейности и пропускная способность системы.
Где K – коэффициент непрямолинейности, l- расстояние между двумя точками, измеренное по фактическому пути, в м.; l0 – расстояние между теми же точками, измеренное по воздушной линии в м.
При сравнении различных систем применятся средневзвешенный коэф. непрямолин., определяемый с учетом неравномерности расселения городского расселения и размещения городских мест массового посещения населением, вызывающих значительные пассажиропотоки (общегородской и районные центры, железнодорожные, автобусные и водные вокзалы, крупные промышленные предприятия, стадионы, парки отдыха и т.д.)
|
|
Пешеходные аллеи и дороги вместе с тротуарами улиц
и проездов образуют единую сеть пешеходных сообщений микрорайона.
Их прокладывают за пределами дворов групп жилых домов по направлению основных пешеходных связей по наиболее коротким путям.
Пешеходные дорожки предусматривают для связи озелененных пространств микрорайонов и элементов благоустройства в пределах дворов групп жилых домов.
Ширина дорожек принимается в зависимости от потока
пешеходов и может составлять 0,75-2,25 м.
Внутри межмагистральной территории должна быть организована система пешеходной и транспортной связи групп жилых домов и общественных учреждений микрорайона с магистральными улицами. Эта система должна соответствовать общему композиционному замыслу планировки и пространственному решению жилой застройки и включать в себя жилые улицы и микрорайонные проезды
Тупики, отходящие от улиц или основных проездов и служащие для подъезда к домам, могут определять группировку построек. Систему проездов следует связывать с размещением входов в жилые и общественные здания; по возможности не допускать сквозных проездов через территорию микрорайона, а при трассировке проездов большой протяженности предусматривать их криволинейные очертания для ограничения скорости движения автомобилей; трассировать основные проезды без пересечения с пешеходными дорогами и аллеями, направленными от групп жилых домов к зданиям школ и детских дошкольных учреждений.
|
|
Частые въезды и выезды из микрорайонов на магистральные улицы нежелательны, поскольку тормозят скорость движения городского транспорта, нарушают его безопасность. Однако въезды на территорию, а также сквозные проезды в многосекционных домах большой протяженности следует размещать на расстоянии не более 300 м друг от друга (в реконструируемых районах с периметральной застройкой — не более 180 м) для обеспечения Микрорайонные проезды, примыкающие к проезжим частям жилых и магистральных улиц, должны иметь две полосы движения (так называемые основные проезды шириной 5,5 м). Их примыкание к магистралям допускается располагать на расстоянии не менее 50 м от стоп-линий перекрестка.
При проектировании проездов в кварталах для обеспечения подъезда к группам жилых зданий от 5 этажей и выше, крупным учреждениям, предприятиям обслуживания и торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а для подъезда к отдельно стоящим зданиям и сооружениям (трансформаторным подстанциям, тепловым пунктам, участкам школ и детских садов) — второстепенные, шириной 3,5 м. В пределах фасадов зданий, имеющих входы, проезды устраиваются шириной 5,5 м. Минимальные радиусы закруглений бортов всех типов проездов составляют 4 м.
Вдоль проезжих частей основных и второстепенных проездов устраиваются тротуары шириной соответственно 1,0 и 0,75 м. Тротуары следует устраивать приподнятыми над уровнем проездов на 15 см, а на подходах к школам и детским дошкольным учреждениям — в одном уровне с устройством рампы.
На территориях жилого, общественного и рекреационного назначения необходимо предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок, для чего устраиваются пологие пандусы.
При застройке домами 9 этажей и выше с тех сторон зданий, где не требуется устройство постоянных подъездов, должны предусматриваться пожарные проезды шириной 3,5.
Структура селитебной территории города. Микрорайон. Жилой район. Планировочный район.
Селитебные зоны населенных мест отводятся для быта и общественной жизни. На их территории размещаются; жилая застройка, учреждения, предприятия и центры системы общественного обслуживания населения, зеленые насаждения общего пользования, уличная сеть и места для стоянки и хранения автомашин. Кроме того, на селитебной территории могут находиться предприятия, не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду (научно-исследовательские и проектные учреждения и др.). Жилые образования тяготеют к обслуживающим учреждениям, поэтому пространственную структуру селитебных территорий в значительной степени определяет система общественного обслуживания, суть построения которой состоит в размещении учреждений в соответствии с их назначением и частотой пользования населением. Членение селитебной территории осуществляется системой дорог и улиц. Для обеспечения максимальной изолированности от неблагоприятного влияния городского транспорта жилая застройка выделяется в виде компактных образований, не пересекаемых автотрассами. Тем самым определяется основной структурный элемент селитебной территории населенных мест— микрорайон (квартал). Несколько микрорайонов, объединенных общественным центром, создают более крупное структурное образование — жилой район. В крупнейших, крупных и больших городах, территория которых расчленяется водоемами, оврагами, зелеными массивами, железнодорожными путями и т.п., создаются планировочные районы (зоны), в состав которых включается несколько жилых районов.