Александр Николаевич Радищев

ЛИТЕРАТУРА
В середине XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. (обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.)

Возник он под воздействием западноевропейского, но приобрел свои характерные черты — пафос национальной государственности, абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России — А. Д. Кантемир, сын молдавского господаря, перешедшего на службу к Петру Великому. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общенародного культурного прогресса.

Русский классицизм представлен именами А. П. Сумарокова -русский поэт, писатель и драматург XVIII в.Написанная и сыгранная при дворе в 1747 году его первая трагедия "Хорев" создала ему известность. За «Хоревом» следовало восемь трагедий, 13 комедий, три оперных либретто.

Знаменитый поэт 18 века -Василий Тредиаковский.
Тредиаковский остался в истории как бездарный стихотворец, придворный интриган, плетущий заговоры против своих талантливых коллег.
Ряд современных авторов называет Тредиаковского основоположником русской лирики Нового Времени, русского классицизма XVIII-го века.
А.С. Пушкин: "Тредьяковский был, конечно, почтенный и порядочный человек. Его филологические и грамматические изыскания очень замечательны. Он имел в русском стихосложении обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков. Вообще изучение Тредьяковского приносит более пользы, нежели изучение прочих наших старых писателей. Сумароков и Херасков верно не стоят Тредьяковского…»

На смену классицизму в конце века приходит сентиментализм.
Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести, сентиментального путешествия писал Н. М. Карамзин ("Бедная Лиза"), будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян.

В ряде произведений, относящихся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в “Бригадире” и “Недоросле” метко, реалистично описывает жизнь помещичьих усадеб, нравы их владельцев, сочувствует судьбе крестьян, положение которых, по его мысли, требует облегчения путем смягчения нравов дворянства, его просвещения.

Творчество Г. Р. Державина также нередко вступало в конфликт с канонами классицизма в поэзии. Он стал одним из предшественников А. С. Пушкина.

АРХИТЕКТУРА.
Рассмотрим два города -Петербург и Москва.
Петербург строился по плану, разработанному в Европе -правильные кварталы, проспекты, пересекающиеся под прямым углом. Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу.

Для 18 века в архитектуре характерны ТРИ СТИЛЯ:
борокко
русское (нарышкинское борокко)…появилось в конце 17 века
классицизм

БОРОККО - появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств
Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию
разверзшихся сводов.

Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. Нарышкинский стиль сочетает в себе черты русской архитектуры с элементами центральноевропейского. Нарышкинский стиль в своей основе — архитектурной композиции — оставался русским: отдельные объёмы не сливаются в единое целое, пластично переходя друг в друга, а поставлены один на другой и жёстко разграничены, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

РАННЕЕ БОРОККО

Доменико Трезини - архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

1. Летний дворец Петра
2. Петропавловская крепость
3. Здание двенадцати коллегий
4. Петропавловская с вертолета

ПОЗДНЕЕ БОРОККО

Франче́ско Бартоломе́о Растре́лли - знаменитый русский архитектор итальянского происхождения. Сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли

1. Зимний дворец
2. Смольный монастырь
3. Большой Екатерининский дворец
4/ Смольный монастырь (с вертолета)

КЛАССИЦИЗМ

Василий Баженов- архитектор. Один из основоположников русского классицизма
Дом Пашкова (Москва)

Матвей Казаков
1.Здание Сената в Московском Кремле
2. Дом Благородного собрания. Москва

Иван Старов
Таврический Дворец (Петербург)

А. Воронихин. Родился в семье крепостных гр. А. С. Строганова. С 1777 учился в Москве архитектуре у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. В 1785 получил вольную.
Здание Горного института


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: