Судовые системы дистанционного автоматического управления и централизованного контроля
Системы централизованного автоматического контроля
Современное судно оснащено сложными техническими системами различного на-
значения, безаварийная эксплуатация которых во многом зависит от своевременности по-
лучения и анализа контрольно-измерительной информации о состоянии объектов и устройств.
Для выбора правильного управляющего решения оператору приходится перераба-
тывать большой объем информации по различным контролируемым параметрам, иногда быстро изменяющим свое значение. Например, на атомном ледоколе «Сибирь» в течение 5 с измеряется и контролируется около тысячи параметров. Естественно, что человек при самой хорошей тренированности и опытности неспособен за такой короткий промежуток времени воспринять и осмыслить такой объем информации.
На помощь человеку-оператору приходят измерительные системы, возможности которых по объему и скорости измерений и обработке результатов значительно выше, чем у человека. При этом с помощью измерительной системы оператору выдается обобщенная сокращенная информация о состоянии объектов, а зачастую и рекомендации по принятию управляющих воздействий на объекты регулирования.
Функции измерительных систем
Измерительные системы предназначены для выполнения следующих операций:
1. получение информации непосредственно от контролируемого объекта от первичных измерительных датчиков;
2. выполнение измерительных операций, т. е. сравнение измеряемого значения X с известным значением А, а также преобразование непрерывного сигнала в дискретный (квантование), а в ряде случаев — и цифровое кодирование значений X;
3. производство математических и логических операций при косвенных или совокупных измерениях;
4. хранение полученной информации и выдача ее оператору в требуемом виде.
На морских судах в последние годы устанавливаются автоматические измерительные информационные системы нескольких разновидностей.
Обобщенная структурная схема ИИС
В наиболее общем виде структурная схема судовой измерительной информационной системы состоит из таких частей (рис. 9.1):
Рисунок 9.1. Обобщенная структурная схема ИИС
1 - первичные измерительные преобразователи физических величин (температуры, давления, уровня, напряжения, тока), представляющие их в виде электрического сигнала;
2 - коммутирующие устройства, подключающие электрический сигнал к измерительному преобразователю автоматически или по вызову оператора;
3 - измерительные преобразователи, переводящие аналоговые электрические сигналы в унифицированный сигнал. В некоторых случаях измерительные преобразователи меняют масштаб с целью получения результата измерения в принятых единицах;
4 - аналого-цифровые преобразователи (АЦП), осуществляющие собственно измерение, квантование и цифровое кодирование;
5 - цифровые индицирующие устройства, предназначенные для выдачи результата измерения в цифровой форме в десятичном коде;
6 - цифровые регистрирующие устройства, обеспечивающие регистрацию результата измерения, номера контролируемого параметра и времени измерения;
7 - электронные вычислительные машины (ЭВМ), выполняющие различные математические операции и сбор статистических данных о ходе измеряемого процесса;
8 - управляющие устройства, обеспечивающие выполнение заданной программы по определенному алгоритму;
9 - устройства контроля, предназначенные для выработки сигнала измерительной информации при отклонении параметра от нормы;
10 - устройства светозвуковой сигнализации, обеспечивающие выдачу оператору световых сигналов, указывающих место неисправности, а также обобщенных светозвуковых сигналов в различные помещения судна.
ИИС имеют следующие каналы контроля:
- непрерывный по показывающим приборам;
- канал контроля по вызову – информация представляется в цифровом виде;
- канал регистрации – информация представляется в печатном виде с выделение регистрации выбега;
- канал аварийно-предупредительной сигнализации:
- критический - с формированием сигнала на остановку объекта;
- некритической - с подачей световых и звуковых сигналов;
- канал встроенной диагностики
Судовые ИИС имеют различную структуру, но все они строятся на принципе централизации измерений путем программного или по вызову оператора подключения первичных преобразователей к одному или нескольким измерительным преобразователям.
Измерительные системы обычно используются при исследованиях сложных объектов, они имеют хорошие метрологические характеристики и обеспечивают оператора необходимой измерительной информацией о состоянии объекта.
Средства представления информации самые различные: показания стрелочных и цифровых приборов, графики, таблицы и т. д. С помощью некоторых измерительных систем выполняют математическую обработку измерительной информации.
Результат измерения в таких системах выдается в виде логических заключений их обобщенных данных. Обработка результатов измерений в системах первой группы иногда производится с запаздыванием, поэтому объем запоминающих устройств может быть значительным.
Основные характеристики судовых измерительных систем:
- чаще всего в ИС используются входные электрические сигналы в виде напряжения постоянного тока в пределах от десятков микровольт до сотен милливольт;
- число точек измеряемых параметров на судах колеблется от сотен до тысячи. Количество параметров зависит от назначения и типа судна;
- погрешность измерения составляет ± (0,5ч-1,5) %. В основном используются методы цифровой измерительной техники, с помощью которой обеспечивается высокая точность измерений, практически недосягаемая при использовании аналоговых измерительных устройств;
- как правило, предусматривается вывод информации на цифровую регистрацию и электронную вычислительную машину.
Системы автоматического контроля и управления предназначены для сравнения измеряемых параметров, характеризующих контролируемый объект, со значениями этих параметров (уставками), принятыми за нормальные или допустимые. Часто системы автоматического контроля и управления называют системами централизованного контроля.
Характер «поведения» объектов практически известен заранее, а все его возможные состояния подразделяются, как правило, на нормальные и допустимые («норма» и «отклонение от нормы»). Информация, выдаваемая системой, имеет качественный характер и отвечает на вопрос: находится объект в заданном режиме или вышел за допустимые пределы. Поэтому система автоматического контроля может быть менее универсальна, чем измерительная.
Системы технической диагностики (СТД) на основании результатов измерений выдают обобщенные сведения о состоянии объекта, характере неисправностей и способах их устранения. В СТД широко используются вычислительные и логические устройства.
Разделение систем на три группы весьма условно. С помощью большинства судовых систем автоматического контроля и сигнализации можно одновременно и измерять -параметры. Измерительные системы, имеющие обратные связи с объектом, по структуре не отличаются от систем диагностики.