Кредитный план представляет собой план поступления кредитов и их погашения в намеченные кредитным договором сроки. Пользование кредитом является платным.
Таблица 6.5.3. Пример кредитного плана
Показатели | Остаток на начало года | Получено | Погашено | Остаток на конец года |
Долгосрочные кредиты банков Прочие долгосрочные займы Краткосрочные кредиты Краткосрочные займы |
Контрольные вопросы
1. Что включает в себя финансовое планирование?
2. Что такое методология финансового планирования?
3. Что является принципами финансового планирования?
4. Какие существуют различия между прогнозом, программой, концепцией, планом и бюджетом?
5. Какие методы финансового планирования Вы знаете?
6. Дать понятие сущности и содержанию методов прогнозирования финансовых показателей.
7. Какие бывают финансовые нормы и нормативы, и в чем различия между нормой и нормативом?
8. Что такое баланс доходов и расходов хозяйствующего субъекта?
9. Перечислите доходы и расходы строительной организации.
|
|
10. Что является целью текущего и оперативного финансового планирования?
11. Какие финансовые документы составляются при текущем финансовом планировании?
12. Какие документы составляются при оперативном финансовом планировании?
Приложение 1
Тесты к темам:
«Методология стратегического планирования», «Методология тактического планирование»,
«Система планирования на предприятии»
Тест
1. Внутрифирменное планирование деятельности предприятия предполагает рассмотрение:
а) производственно-хозяйственных проблем;
б) организационно-управленческих проблем;
в) финансово-экономических проблем.
2. Расположите в правильном порядке этапы планирования:
а) определение конкретных задач;
б) контроль за исполнением;
в) разработка целей;
г) выбор основных путей и их достижения.
3. Внутрифирменное планирование базируется на:
а) полных данных;
б) неполных данных;
в) фактических данных.
4. Какие из перечисленных принципов относятся к принципам А. Файоля?
а) принцип холизмы;
б) принцип непрерывности;
в) принцип участия;
г) принцип точности;
д) принцип гибкости.
5. Перечислите объективные причины ограничения возможности планирования:
а) неопределенность среды;
б) издержки производства;
в) нежелание руководства;
г) масштаб деятельности фирмы.
6. Перечислите методы, применяемые во внутрифирменном планировании:
- экспертные;
- методы социально-экономического анализа;
- методы прямых инженерно-экономических расчетов;
- балансовые методы;
- экономико-математические методы;
- методы бухгалтерского учета.
7. С точки зрения обязательности плановых заданий планирование бывает:
|
|
а) стратегическое;
б) тактическое;
в) индикативное.
8. С точки зрения обязательности плановых заданий планирование бывает:
а) долгосрочное;
б) среднесрочное;
в) директивное;
г) краткосрочное.
9. Индикаторы – это показатели, характеризующие:
а) состояние финансов;
б) динамику, структуру и эффективность экономики;
в) меру государственного воздействия на хозяйственные процессы.
10. Адресный характер имеют планы:
а) индикативного планирования;
б) директивного планирования;
в) среднесрочного планирования.
11. В зависимости от срока, на который составлен план и степени детализации плановых расчетов различают:
а) долгосрочное планирование;
б) стратегическое планирование;
в) тактическое планирование.
12. В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности различают:
а) детерминированные системы;
б) плановые системы;
в) вероятностные системы.
13. В зависимости от временной ориентации идей планирование различают:
а) реактивное планирование;
б) агрегированное планирование;
в) точечное планирование.
14. В зависимости от временной ориентации идей планирование различают:
а) дезагрегированное планирование;
б) креативное планирование;
в) частичное планирование;
г) целевое планирование.
15. Представители «_____________________» планирования свои идеалы и способ существования находят в прошлом.
16. «___________________» планирование проводится без учета принципа гибкости.
17. Удовлетворение настоящим – отличительная черта «________________».
18. «____________________» планирование ориентировано на будущие изменения.
19. Цель «______________________» планирования – проектирование будущего.
20. По содержанию плановых заданий различают:
а) долгосрочное планирование;
б) стратегическое планирование;
в) оперативное планирование.
21. В зависимости от горизонта планирования существует:
а) долгосрочное планирование;
б) среднесрочное планирование;
в) тактическое планирование.
22. Какие планы создают крупные предприятия?
а) оборонительные;
б) наступательные;
в) ликвидационные.
23. Показатели, применяемые в планировании бывают:
а) натуральные;
б) стоимостные;
в) конечные;
г) сетевые.
24. «_______________» - это абсолютные показатели, характеризующие максимально допустимые, или минимально возможные результаты при изготовлении единицы продукции или выполнение единицы работ заданного качества.
25. «_______________» - это относительные показатели, характеризующие количественное соотношение плановых затрат и результатов производства.
26. «__________________» имеет конкретное отраслевое значение.
27. «_________________» является унифицированной межотраслевой величиной длительного применения.
28. «_____________» и «__________________» являются исходными величинами, применяемые при планировании и оценке различных видов деятельности.
29. Нормы и нормативы для планирования основных показателей затрат ресурсов всех видов относятся к группе:
а) задаваемых федеральными органами управления;
б) устанавливаемых на уровне предприятия.
30. Ставка рефинансирования относится к нормам задаваемых на уровне:
а) федеральных органов управления;
б) на уровне предприятия.
31. «_______________________» планирование имеет четкий выраженный циклический характер и является непрерывным творческим процессом, обеспечивая постоянную адаптацию предприятия к изменяющимся условиям внешней среды.
32. Проблематикой «_____________________» планирования является формирование отраслевой структуры, разработка стратегий предприятия, анализ и формирование конкурентной среды, формирование общей концепции развития предприятия.
33. Основная цель «____________________» планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельности предприятия.
|
|
34. «______________________» планирование рассматривается как процесс определения целей организации и их изменений.
35. «________________________» планирование – это видение предприятия в будущем, его место и роли в экономике, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния.
36. Стратегическое планирование является порождением «______________» системы хозяйствования.
37. «______________________» планирование характеризуется следующими обстоятельствами:
- неопределенность и подвижность рыночной среды;
- развитие НТП.
38. Применение «________________» планирования создает важные преимущества в функционировании предприятия:
- подготавливает предприятие к изменениям во внешней среде;
- увязывает ресурсы с изменениями внешней среды.
39. Цели предприятия формируются на основе «_______________» предприятия.
40. Перечислите в правильном порядке этапы стратегического планирования:
а) анализ и оценка внешней среды предприятия
б) формирование целей и задач функционирования предприятия
в) анализ и оценка внутренней среды предприятия
г) определение миссии предприятия
д) выбор стратегии
е) разработка и анализа стратегических альтернатив.
41. Определение «__________________» предприятия – установление существования предприятия.
42. В рыночной экономике существуют три направления формирования «_____________________»:
- достижение лидерства в области минимизации издержек производства;
- специализация в производстве;
- фиксация определенного сегмента рынка.
43. Стратегическое планирование:
а) дает детальное описание будущего;
б) не дает детального описания будущего
в) имеет четкий алгоритм составления и реализации плана
г) не имеет четкого алгоритма составления и реализации плана
д) само по себе приносит результат
е) само по себе не приносит результат
44. К стратегиям «________________» роста относятся те стратегии, которые связаны с применением продукта и/или рынка и не затрагивает отрасль, технологию, повышение фирмы внутри отрасли.
45. Стратегия «______________» роста планируется путем ежегодного значительного повышения темпов роста увеличения продаж по сравнению с существующим периодом.
|
|
46. Стратегия «_________________» роста реализуется в том случае, если фирма не может развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли.
47. Стратегия «_________________» диверсификации – производство новых продуктов на базе существующего базиса.
48. Стратегия «________________» диверсификации – рост на существующем рынке за счет освоения новой продукции, требующей технологии, отличной от используемой.
49. Стратегия «_________________» диверсификации – фирма расширяется за счет производства изделий, технологически не связанных с традиционно выпускаемыми продуктами, которые реализуются на новых рынках.
50. Стратегия «________________» оправдана в случаях, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в период спада.
51. «_______________» стратегия относится к фирме в целом.
52. «_______________» стратегия служит для обозначения конкретной функции фирмы в рамках общей стратегии.
53. Какие методы относятся к портфельным моделям анализа стратегии:
а) концепция ЖЦТ
б) матрица БКГ
в) модель Мак-Кинси
г) модель Артура Д. Литла (АДЛ)
54. Матрица БКГ позволяет выделить виды товаров в зависимости от их значимости для предприятия:
а) «дойные коровы»
б) «эксплереиты»
в) «собаки»
г) «коммутанты»
д) «звезды»
Какие из перечисленных выше названий не относятся к матрице БКГ?
55. Какие методы относятся к портфельным методам анализа стратегии:
а) метод разрыва
б) концепция ЖТЦ
в) модель Мак-Кинси
г) модель Артура Д. Литла (АДЛ).
56. Тактическое планирование занимает промежуточное положение между:
а) директивным и индикативным;
б) инактивным и преактивным;
в) стратегическим и оперативным.
57. Тактический план охватывает период:
а) > 5 лет;
б) < 20 лет;
в) 1-2 года <.
58. Реализация тактического планирования сопряжена:
а) с лишним риском;
б) с большим риском;
чем стратегическое планирование.
59. Тактическое планирование является обязанностью менеджеров:
а) высшего звена;
б) среднего звена;
в) низшего звена.
60. Решения при тактическом планировании:
а) привязаны к показателям работы предприятия;
б) не привязаны к показателям работы предприятия;
61. Тактический план содержит:
а) общие направления деятельности предприятия;
б) решения по распределению ресурсов;
в) а и б.
62. Особое внимание в тактическом плане уделяется:
а) определение миссии предприятия;
б) показатели эффективности и качества работы;
в) а и б.
63. Какие из перечисленных методов направлены на повышение гибкости тактического планирования:
а) дополнение планов системой различных бюджетов;
б) балансовый метод;
в) разработка нескольких вариантов плана, рассчитанных на различные условия его реализации;
г) гибкий подход к оценке результатов;
д) экспертный метод.
64. Какие из перечисленных требований предъявляются к тактическому планированию:
а) гибкость;
б) приоритет текущих решений над планом;
в) полнота планирования.
65. Основу тактического планирования составляет:
а) стратегический план;
б) портфель заказов;
в) календарный план.
66. Какие из перечисленных разделов входит в расширенный тактический план:
а) персонал и оплата труда;
б) инновации;
в) издержки производства;
г) план маркетинга.
67. Задания какого плана определяют показатели остальных разделов тактического плана:
а) план по издержкам;
б) план МТО;
в) финансовый план;
г) производственный план.
68. Объем инвестиционных ресурсов, которым может располагать предприятие в планируемом периоде, обосновывается:
а) в плане по издержкам;
б) в плане по специальным фондам;
в) в финансовом плане.
69. В каком разделе тактического плана устанавливается потребность предприятия материальных ресурсах:
а) план производства;
б) производственная программа;
в) план МТО.
70. Определение оптимального объема продукции, эффективное использование производственных мощностей, основных фондов, материальных и трудовых ресурсов.
В каком плане решаются эти задачи:
а) план маркетинга;
б) производственный план;
в) финансовый план.
Приложение 2
Задания к практическим занятиям по темам: «Тактическое планирование деятельности строительной организации» и «Финансовое планирование строительной организации»