Сферы применения разных видов транспорта

За редким исключением разные виды транспорта не конкурируют друг с другом, т.к. у каждого из них есть своя сфера эффективного применения. В нашей стране и за рубежом разные виды транспорта используются для выполнения перевозок в разных условиях, рассмотрим сферы применения всех видов транспорта по отдельности:

морские перевозки (в т.ч. и негабаритная морская перевозка) эффективны в международном сообщении, когда требуется доставка больших партий грузов на значительные расстояния (исчисляемые порой десятками тысяч километров). Морские суда не имеют конкурентов при доставке таких товаров в межконтинентальном сообщении. В настоящее время именно морской транспорт исполняет роль древнего шелкового пути (из Европы в Китай), сместившись с континента на юг – доставка осуществляется через порты на Тихом океане, Индийский океан, Персидский залив, по Средиземному морю, через Гибралтар и по Атлантике. В России морские суда используются и для перевозок во внутрироссийском сообщении (каботажное плавание), особенно активно – на Дальнем Востоке;

внутренние водные перевозки (речные) в навигационные период являются наиболее дешевым способом доставки различных строительных материалов (известняка, песка, щебня и т.п.), себестоимость речных перевозок примерно на 1/3 ниже, чем железнодорожных. Внутренний водный транспорт применяется тогда, когда стоимость доставки груза имеет решающие значение над вопросами обеспечения сохранности товаров и сроков их поставки. Так же водные артерии часто используются для сплава леса, такой способ хоть и приводит к большим потерям материалов, а иногда провоцирует экологические проблемы (запруды), но сулит значительную экономию на транспортных издержках;

воздушные перевозки – самый быстрый способ доставки товаров на значительные расстояния. Применяются воздушные суда для перевозок скоропортящихся и ценных грузов. Воздушный транспорт считается самым безопасным, гарантирующим сохранность грузов. Так же является незаменимым для доставки различных грузов в условиях Крайнего севера, горных и пустынных регионов, где элементы транспортной инфраструктуры (в первую очередь дороги) просто отсутствуют;

железнодорожные перевозки эффективны на больших расстояниях (свыше 2000 км), для выполнения регулярных поставок больших по объему грузовых отправок (обычно навалочных и насыпных грузов: руды, угля, зерна, строительных материалов). В Европе в связи с ужесточением экологического законодательства наблюдается всплеск интереса к данному виду перевозок, даже в рамках доставки небольших объемов товаров на небольшие расстояния (до 250 км);

трубопроводный транспорт применяется для выполнения поставок природного газа и нефтепродуктов в международном и внутреннем сообщениях, во внутрипроизводственных циклах для транспортирования жидких и газообразных веществ, иногда – твердых (в виде эмульсий и взвесей);

автомобильные перевозки нашли наибольшее распространение в различных логистических схемах поставок, где исполняют роль подвозящего и развозящего транспорта в рамках мультимодальных перевозок при взаимодействии с другими видами транспорта. Как самостоятельный вид транспорта автомобили используются для доставки скоропортящихся и ценных товаров на расстояния до 2000 км, а иногда (обычно в международном сообщении) и более. Незаменимы для доставки небольших по объему товарных партий, весом не более 20-40 тонн (для сравнения, грузоподъемность стандартного железнодорожного вагона – 60 тонн).

83. Первый показатель. Объем перевозок - это масса перевезенного груза в тоннах и количество перевезенных пассажиров, чел.
Объем перевозок на всех видах транспорта изменяется, так как тесно связан с ростом и спадом производства продукции промыш­ленностью и сельским хозяйством.
Объем перевозок на автомобильном транспорте превышает объем перевозок всех остальных видов транспорта вместе взятых, поскольку большинство грузов в начале и конце транспортирова­ния перевозятся автомобилями.
Постепенное перераспределение объема перевозок грузов по отдельным видам транспорта происходит в связи с появлением но­вых видов транспорта (трубопроводного) и развитием автомобиль­ного и морского.
Изменение объема перевозок пассажиров по отдельным видам транспорта объясняется развитием воздушного транспорта, а также значительным ростом автобусных перевозок в междугородних соlобщениях и сельской местности.

Второй показатель - грузооборот и пассажирооборот транспор­та - транспортная работа, измеряемая в тонно-километрах при пе­ревозке грузОЕ и пассаж иро-ки л ометрах при перевозке пассажиров. Грузооборот зависит как от объема перевозок, так и от расстоя­ния, на которое перевозятся грузы.
В связи с развитием автомобильного и трубопроводного транс­порта растет их доля в грузообороте.

Третий показатель. Среднее расстояние перевозок обычно оп­ределяют как частное от деления грузооборота (пассажирооборота) на объем перевозок.
Среднее расстояние перевозки грузов в Российской Федерации около 180 км.
По видам транспорта среднее расстояние перевозок:

  1. железнодорожный транспорт - 800 км;
  2. морской транспорт - 3250 км;
  3. речной транспорт - 500 км;
  4. автомобильный транспорт-13 км;
  5. в сельском хозяйстве - 26,2 км;
  6. воздушный транспорт - 1300 км;
  7. трубопроводный транспорт-650 км.

Четвертый показатель. Скорость доставки (скорость сообщения) - средняя скорость движения грузов или пассажиров от места отправления до места назначения, учитывающая все простои и ос­тановки, погрузки и разгрузки.
Скорость сообщения зависит от многих факторов и, прежде всего, от конструктивной скорости подвижного состава, совершен­ства организации транспортного процесса и расстояния перевозок.
Если принять за 100 % скорость доставки груза на железнодо­рожном транспорте, то для других видов транспорта она будет:

  1. воздушный транспорт - 150...300 %;
  2. автомобильный (междугородний) транспорт - 180...200 %;
  3. речной транспорт-60...70%;
  4. трубопроводный транспорт - 40...50 %.

При малых расстояниях перевозки скорость доставки грузов на автомобильном транспорте выше, чем на любом другом.

Пятый показатель. Техническая скорость - средняя скорость подвижного состава за время движения.

Шестой показатель. Эксплуатационная скорость - средняя ско­рость подвижного состава за время движения с учетом остановок, связанных с погрузкой, разгрузкой и другими транспортными опе­рациями.

Седьмой показатель. Себестоимость перевозок - является обобщающим показателем, который зависит от многих факторов и может колебаться для одного вида транспорта в значительных пре­делах в зависимости от расстояния перевозки, вида груза и экс­плуатационных условий. Средняя себестоимость перевозок для всех видов транспорта Российской Федерации, если принять себестоимость нефтетрубопроводного транспорта за единицу:

  1. нефтетрубопроводный - 1,0
  2. морской -1,3
  3. речной - 2,3
  4. железнодорожный - 2,4
  5. газотрубопроводный - 4,6
  6. автомобильный -61,0

При увеличении расстояния перевозки себестоимость уменьша­ется, так как расходы на начальную и конечную операции раскла­дываются на большее количество тонно-километров.
При увеличении расстояния с 10 до 1000 км себестоимость пе­ревозки снижается:

  1. на автомобильном транспорте - на 30...40 %;
  2. на железнодорожном транспорте - в 12... 16 раз;
  3. наречном транспорте-в 40...50 раз.

С 1970 по 1991 год себестоимость перевозок по всей транс­портной сети снизилась на 15,0 %.
Снижение себестоимости перевозок - главнейшая задача ра­ботников транспорта.

Восьмой показатель. Производительность транспортных средств - количество транспортной работы на единицу подвижного состава в единицу времени.
Производительность транспортных средств зависит, прежде всего, от грузоподъемности (пассажировместимости) и скорости движения.

Девятый показатель. Среднесуточный пробег - показывает ин­тенсивность использования транспортных средств при перевозках (в сельским хозяйстве — 186 км).

Десятый показатель. Производительность труда работников транспорта. Зависит от производительности транспорт­ных средств. Степени автоматизации и механизации транспортных процессов, погрузочно-разгрузочных и вспомогательных операций.
Повышение производительности труда - главнейшая задача ра­ботников транспорта.
Автомобильный транспорт является наиболее гибким и мо­бильным компонентом транспортной системы. Однако данный вид транспорта в России наиболее ресурсоемок: на автомобильном транспорте работает около 60 % нз занятых на транспорте; авто­транспорт потребляет более двух третьих объема нефтяных топлив и т.д.
Важнейшей отличительной особенностью современного отече­ственного парка автотранспортных средств является разномарочность, неоднородность, и сильная изношенность. На дорогах стра­ны появилось большое количество иномарок разных лет выпуска и разного технического состояния. Резко увеличилась интенсивность транспортных потоков, и соответственно возросли нагрузки на подвижной состав и дороги. Современный автомобильный транс­порт Российской Федерации в его нынешнем состоянии далеко не полностью отвечает требованиям, которые выдвигает радикальная реформа экономической и социальной сферы.
Предобразования, идущие на автомобильном транспорте, осуществляются под непосредственным воздействием политиче­ских, экономических и социальных реформ. Незавершенность про­цесса создания новой экономической системы, постоянная коррек­тировка положений хозяйственного права, высокий уровень инфля­ции, рмкие изменения объемов производства различных видов про­дукции, внутр и российских и международных экономических свя­зей делают внешние условия работы автотранспорта нестабильны­ми.
Одним из главных внешних факторов является изменение ха­рактера спроса на транспортные услуги, которое определяется раз­витием рыночных начал в экономике, формированием новой соци­альной структуры общества. Так, на фоне общего снижения объема перевозок грузов значительно возросла доля импортно-экспортных грузопотоков, а также перевозок дорогостоящих и срочных грузов. Динамика объемов перевозок различными видами транспорта за 1970...2000 гг. при этом по автомо­бильному транспорту учтены перевозки, осуществленные предпри­ятиями (физическими лицами) на коммерческой основе, но отсут­ствуют данные о перевозках ведомственным автотранспортом.
Несмотря на снижение объемов перевозок грузов, следует от­метить, что освобождение тарифов позволило обеспечить практи­чески полное покрытие эксплуатационных расходов транспортных предприятий. Рентабельность по автомобильному и речному транс­порту составила 10 %, воздушному и морскому - 5 %.
На этапе административно-плановой государственной эконо­мики автотранспорт объективно не мог раскрыть своего потенциа­ла, будучи ориентированным на выполнение городских и приго­родных перевозок с преобладанием в структуре грузопотоков нава­лочных грузов. Автотранспорт практически не участвовал в про­цессе межрегионального и межотраслевого товародвижения, так как эти функции были возложены на железнодорожный транспорт.

Страна S, млн км2 Ч, млн чел. Lжд тыс. км La тыс. км Lвн.водн тыс. км Густ.сети, км/1000 кв.км Тр.об.нас. км/10000 ч Общая густота сети,прив. км
жел авт вн. водн жел авт вн. водн      
Россия 17,07   85,5     5,0 34,0 6,0 6,0 40,9 7,2 2,5
США 9,62 296,4       24,0 677,2 10,4 7,8 219,8 3,4 10,2
Китай 9,59         6,4 188,7 11,4 0,5 14,0 0,8 3,7
Германия 0,36 82,5 34,7 644,4 3,2 96,4 1790,0 8,9 4,2 78,1 0,4 8,2
Франция 0,55 60,4 29,2   3,5 53,1 1814,5 6,4 4,8 165,2 0,6 9,7
Украина 0,6   22,7   4,8 37,8 266,7 8,0 4,5 31,4 0,9 7,5
Канада 9,97 32,3 57,7 901,9 3,4 5,8 90,5 0,3 17,9 279,2 1,1 6,8

Как видно, Россия имеет наиболее низкие показатели транс­портной обеспеченности среди развитых стран, что свидетельству­ет о недостаточном уровне транспортной обслуженности и необ­ходимости дальнейшего развития путей сообщения в нашей стране. Однако это не значит, что оптимальным нормативом для России сле­дует считать показатель скажем, США или Франции. Следует учитывать характер размещения производительных сил в регионах, интенсивность использования транспорта, экономические и социальные потребности в перевозках, климатические особенности, значительную часть "не­обжитой" территории России в Сибири и на Дальнем Востоке. С учетом этих факторов средняя общая густота сети достигнет 3,5 приведенных км. По нашему мнению, оптимальный уровень это­го показателя с учетом перспективы освоения новых месторожде­ний полезных ископаемых и благоприятного развития экономи­ки регионов в будущем должен быть в два раза выше, т.е. примерно 7 приве­денных км. Вместе с тем, при анализе районов тяготения вполне достаточно сопоставления показателей транспортной обеспечен­ности относительно сопоставимых регионов внутри территории России, например, Уральского и Западно-Сибирского, Приволж­ского и Северо-Кавказского экономических районов и т.д.

84. Строительная индустрия, как понятие, представляет собой совокупность строительных организаций, предприятий по производству строительных конструкций и изделий, проектные, научно-исследовательские изыскательские, технологические и опытно-конструкторские организации. базы механизации, транспорта и производственно-технологической комплектации.
Строительная индустрия подразделяется на три группы предприятий:
Первая группа – промышленные предприятия, находящиеся в ведении стройорганизаций, изготовляют и поставляют на стройки сборные железобетонные и металлические конструкции и детали, полуфабрикаты – бетон, раствор, асфальтовые смеси, арматуру, лесоматериалы, деревянные изделия, металлозаготовки, узлы и заготовки для сантехелектромонтажных и других работ.
Вторая группа – самостоятельные предприятия промышленности строительных материалов, обеспечивающие строительство цементом, известью, гипсом, нерудными материалами, пористыми заполнителя, стеновыми, теплоизоляционными, акустическими, кровельными и другими материалами; стеклом, керамикой, сантехизделиями, отделочными материалами и т.п.
Третья группа – специализированные предприятия различных форм собственности, обеспечивающие строительный комплекс лифтовым и подъемно-транспортным оборудованием, не стандартизированным оборудованием, контрольно-измерительной аппаратурой, лесопродукцией, продукцией химической (пластмассовой) промышленности и др.
Такие предприятия стройиндустрии, а также предприятия, машиностроения, кабельно-проводниковой, цветной и черной металлургии, целлюлозно-бумажной, химической, нефтехимической, и легкой промышленности обеспечивают строительство материально-техническими ресурсами и являются основой материально-технической базы строительства.
Соотношение отраслей народного хозяйства, занятых в сфере строительства следующее:
1. Промышленность строительных материалов и конструкций – 52%;
2. Черная и цветная металлургия – 18%;
3. Деревообрабатывающая промышленность – 11%;
4. Машиностроение – 10%;
5. Химическая промышленность – 9%.

85. Целью строительного производства является возведение зда­ний и сооружений, представляющих собой конечную продукцию строительства: жилые дома, гражданские здания (школы, теат­ры, магазины и пр.), предприятия различных отраслей промыш­ленности, энергетические объекты, транспортные сооружения, сельскохозяйственные здания, спортивные сооружения и многие другие объекты.

Элементами строительной продукции, выполняемыми строи­тельными подразделениями, бригадами и рабочими, могут яв­ляться отдельные части зданий и сооружений, смонтированное оборудование и т.п. Количество продукции в этом случае обычно выражается в натуральных единицах (штуках, тоннах, кубических или квадратных метрах и пр.). Незаконченные элементы строи­тельной продукции называют элементами строительной конст­рукции.

Строительство ведется по заранее разработанным проектам, в которых определяются особенности объектов: конструктивные схемы; материалы и детали, из которых должны сооружаться объек­ты; планировочные решения и прочие особенности зданий и со­оружений.

Под зданиями понимаются наземные постройки, предназна­ченные и приспособленные для жизнедеятельности человека (жи­лые дома, фабрики, школы, офисы и т.д.).

Прочие наземные, подземные и подводные постройки называ­ются инженерными сооружениями, а рабочие, возводящие эти сооружения, по характеру сооружений — мостостроителями, тоннелестроителями и т.п.

На методы выполнения работ влияют конструктивные особен­ности зданий и сооружений: одноэтажные, мало- и многоэтаж­ные; высотные; каркасные; с неполным каркасом и бескаркасные с поперечными, продольными и продольно-поперечными несу­щими стенами; кирпичные; крупнопанельные; мелко- и крупно­блочные и т. д.

Строительная продукция, по сравнению с промышленной, име­ет ряд особенностей:

-строящиеся здания и сооружения находятся неподвижно на одном месте, а рабочие перемещаются по объектам, этажам, по­мещениям внутри этажей;

-продолжительность строительства зданий и сооружений состав­ляет месяцы, а иногда и годы;

-здания и сооружения бывают разнообразными по форме, раз­мерам, сложности и точности выполнения работ;

-отдельные объекты часто находятся на большом расстоянии друг от друга;

-в процессе создания строительной продукции, кроме непос­редственно строительных организаций, участвует большое коли­чество других организаций и предприятий (проектные, транспор­тные, заводы-изготовители строительных материалов, деталей, конструкций и т.д.).

Строительство является одной из самых популярных отраслей в человеческой деятельности на данном этапе развития. Следовательно, строительство пользуется сейчас наибольшей популярностью.
Строительные работы (чаще всего их называют строительно-монтажными работами) представляют собой целый комплекс процессов, основной целью которых служит возведение зданий. Обычно всепоставки, товары, оборудование из Китая. Существует несколько видов классификаций строительных работ, каждая из которых в свою очередь делится на группы и типы проводимых работ. По одной из самых распространенных классификаций строительные работы делятся на: специальные, общестроительные, транспортные, разгрузочные и погрузочные. К общестроительным работам относятся все виды работ по возведению зданий. Специальные работы включают строительные работы по проведению проводов, а также установке различного санитарно-технического оборудования, по устройству антикоррозийных покрытий. Общестроительные работы классифицируются по категориям: земляные, свайные, каменные, бетонные, монтажные, плотничные, кровельные и отделочные. Каждая из данных групп строительных работ предполагает свои детали и результаты. К земляным строительным материалам относят рытье котлованов, траншей или ям для возведения фундамента, опоры и подвалы для подземного соединения. К этому же типу относят и строительные работы по перевозке грунта. Свайные работы включают забивку и сооружение свай, а также устройство свайного фундамента. Для строительства чаще всего используются производственные линии, станки из Китая. Каменные работы включают широкий спектр работ по строительству: сооружение стен, сводов, опор, столбов. Они могут быть кирпичными или каменными, из бетонных блоков.
В понятие бетонных работ включен широкий спектр работ по строительству. Они связаны в основном с приготовлением бетонной смеси и устранением негативных факторов при затвердевании бетона. Результатом бетонных и железобетонных работ служит возведение бетонных конструкций. Особым видом строительных работ являются монтажные работы. Монтажными называют все работы по доставке и установке, проверке и последующему закреплению готовых изделий разнообразного состава и функций. В монтажных работах большое значение имеют оптовые компании, заводы, производители Китая. Они экспортируют недорогую и качественную продукцию, которая позволяет экономить качественно. А это имеет большое значение.

86.

87. Капитальное строительство – это процесс создания совершенно новых зданий, а также реконструкция и перевооружение уже существующих объектов.

Капитальное строительство, как правило, состоит из нескольких этапов:

1. Техническое и экономическое обоснование процесса строительства

2. Инженерно-технические изыскания

3. Проектирование

4. Организация процесса строительства

5. Подготовка площадки под строительство, создание временных сооружений

6. Процесс основного строительства

7. Ввод в эксплуатацию

Существует два способа проведения строительных работ при капитальном строительстве:

Подрядный, когда заключается договор найма (подряда), и строительство осуществляется специализированными фирмами, организациями, работниками

Хозяйственный, при котором все работы выполняются собственными силами

Те средства, которые были затрачены при капительном строительстве объекта, называются капитальными вложениями, в которые входят следующие расходы:

1. стоимость оборудования и инструментов, которые необходимы для процесса строительства

2. стоимость непосредственно строительных работ

3. стоимость проектных работ

4. стоимость монтажа оборудования

5. расходы на персонал и управление

Виды капитального строительства

1. Новое строительство. При таком виде капитального строительства возникает абсолютно новое здание или сооружение, которое создают на новой строительной площадке

2. Расширение действующего объекта. В этом случае происходит расширение уже существующих зданий и сооружений посредством создания на их территории абсолютно новых объектов капитального строительства

3. Реконструкция – это усовершенствование уже существующих объектов. Как правило, при таком виде капительного строительства не проводится расширение объекта, а ведется полное переустройство действующих зданий и сооружений, повышение их технического уровня при использовании научно-технических достижений

4. Техническое перевооружение. Процесс, схожий с реконструкцией. Только в случае перевооружения происходит улучшение и техническое усовершенствование отдельных объектов и участков строительства

Капитально строительство имеет большое значение для государства и отдельных людей. С его помощью достигается появление новых производств, улучшение существующих предприятий и жилищно-бытовых условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: