За редким исключением разные виды транспорта не конкурируют друг с другом, т.к. у каждого из них есть своя сфера эффективного применения. В нашей стране и за рубежом разные виды транспорта используются для выполнения перевозок в разных условиях, рассмотрим сферы применения всех видов транспорта по отдельности:
• морские перевозки (в т.ч. и негабаритная морская перевозка) эффективны в международном сообщении, когда требуется доставка больших партий грузов на значительные расстояния (исчисляемые порой десятками тысяч километров). Морские суда не имеют конкурентов при доставке таких товаров в межконтинентальном сообщении. В настоящее время именно морской транспорт исполняет роль древнего шелкового пути (из Европы в Китай), сместившись с континента на юг – доставка осуществляется через порты на Тихом океане, Индийский океан, Персидский залив, по Средиземному морю, через Гибралтар и по Атлантике. В России морские суда используются и для перевозок во внутрироссийском сообщении (каботажное плавание), особенно активно – на Дальнем Востоке;
|
|
• внутренние водные перевозки (речные) в навигационные период являются наиболее дешевым способом доставки различных строительных материалов (известняка, песка, щебня и т.п.), себестоимость речных перевозок примерно на 1/3 ниже, чем железнодорожных. Внутренний водный транспорт применяется тогда, когда стоимость доставки груза имеет решающие значение над вопросами обеспечения сохранности товаров и сроков их поставки. Так же водные артерии часто используются для сплава леса, такой способ хоть и приводит к большим потерям материалов, а иногда провоцирует экологические проблемы (запруды), но сулит значительную экономию на транспортных издержках;
• воздушные перевозки – самый быстрый способ доставки товаров на значительные расстояния. Применяются воздушные суда для перевозок скоропортящихся и ценных грузов. Воздушный транспорт считается самым безопасным, гарантирующим сохранность грузов. Так же является незаменимым для доставки различных грузов в условиях Крайнего севера, горных и пустынных регионов, где элементы транспортной инфраструктуры (в первую очередь дороги) просто отсутствуют;
• железнодорожные перевозки эффективны на больших расстояниях (свыше 2000 км), для выполнения регулярных поставок больших по объему грузовых отправок (обычно навалочных и насыпных грузов: руды, угля, зерна, строительных материалов). В Европе в связи с ужесточением экологического законодательства наблюдается всплеск интереса к данному виду перевозок, даже в рамках доставки небольших объемов товаров на небольшие расстояния (до 250 км);
|
|
• трубопроводный транспорт применяется для выполнения поставок природного газа и нефтепродуктов в международном и внутреннем сообщениях, во внутрипроизводственных циклах для транспортирования жидких и газообразных веществ, иногда – твердых (в виде эмульсий и взвесей);
• автомобильные перевозки нашли наибольшее распространение в различных логистических схемах поставок, где исполняют роль подвозящего и развозящего транспорта в рамках мультимодальных перевозок при взаимодействии с другими видами транспорта. Как самостоятельный вид транспорта автомобили используются для доставки скоропортящихся и ценных товаров на расстояния до 2000 км, а иногда (обычно в международном сообщении) и более. Незаменимы для доставки небольших по объему товарных партий, весом не более 20-40 тонн (для сравнения, грузоподъемность стандартного железнодорожного вагона – 60 тонн).
83. Первый показатель. Объем перевозок - это масса перевезенного груза в тоннах и количество перевезенных пассажиров, чел.
Объем перевозок на всех видах транспорта изменяется, так как тесно связан с ростом и спадом производства продукции промышленностью и сельским хозяйством.
Объем перевозок на автомобильном транспорте превышает объем перевозок всех остальных видов транспорта вместе взятых, поскольку большинство грузов в начале и конце транспортирования перевозятся автомобилями.
Постепенное перераспределение объема перевозок грузов по отдельным видам транспорта происходит в связи с появлением новых видов транспорта (трубопроводного) и развитием автомобильного и морского.
Изменение объема перевозок пассажиров по отдельным видам транспорта объясняется развитием воздушного транспорта, а также значительным ростом автобусных перевозок в междугородних соlобщениях и сельской местности.
Второй показатель - грузооборот и пассажирооборот транспорта - транспортная работа, измеряемая в тонно-километрах при перевозке грузОЕ и пассаж иро-ки л ометрах при перевозке пассажиров. Грузооборот зависит как от объема перевозок, так и от расстояния, на которое перевозятся грузы.
В связи с развитием автомобильного и трубопроводного транспорта растет их доля в грузообороте.
Третий показатель. Среднее расстояние перевозок обычно определяют как частное от деления грузооборота (пассажирооборота) на объем перевозок.
Среднее расстояние перевозки грузов в Российской Федерации около 180 км.
По видам транспорта среднее расстояние перевозок:
- железнодорожный транспорт - 800 км;
- морской транспорт - 3250 км;
- речной транспорт - 500 км;
- автомобильный транспорт-13 км;
- в сельском хозяйстве - 26,2 км;
- воздушный транспорт - 1300 км;
- трубопроводный транспорт-650 км.
Четвертый показатель. Скорость доставки (скорость сообщения) - средняя скорость движения грузов или пассажиров от места отправления до места назначения, учитывающая все простои и остановки, погрузки и разгрузки.
Скорость сообщения зависит от многих факторов и, прежде всего, от конструктивной скорости подвижного состава, совершенства организации транспортного процесса и расстояния перевозок.
Если принять за 100 % скорость доставки груза на железнодорожном транспорте, то для других видов транспорта она будет:
- воздушный транспорт - 150...300 %;
- автомобильный (междугородний) транспорт - 180...200 %;
- речной транспорт-60...70%;
- трубопроводный транспорт - 40...50 %.
При малых расстояниях перевозки скорость доставки грузов на автомобильном транспорте выше, чем на любом другом.
Пятый показатель. Техническая скорость - средняя скорость подвижного состава за время движения.
Шестой показатель. Эксплуатационная скорость - средняя скорость подвижного состава за время движения с учетом остановок, связанных с погрузкой, разгрузкой и другими транспортными операциями.
|
|
Седьмой показатель. Себестоимость перевозок - является обобщающим показателем, который зависит от многих факторов и может колебаться для одного вида транспорта в значительных пределах в зависимости от расстояния перевозки, вида груза и эксплуатационных условий. Средняя себестоимость перевозок для всех видов транспорта Российской Федерации, если принять себестоимость нефтетрубопроводного транспорта за единицу:
- нефтетрубопроводный - 1,0
- морской -1,3
- речной - 2,3
- железнодорожный - 2,4
- газотрубопроводный - 4,6
- автомобильный -61,0
При увеличении расстояния перевозки себестоимость уменьшается, так как расходы на начальную и конечную операции раскладываются на большее количество тонно-километров.
При увеличении расстояния с 10 до 1000 км себестоимость перевозки снижается:
- на автомобильном транспорте - на 30...40 %;
- на железнодорожном транспорте - в 12... 16 раз;
- наречном транспорте-в 40...50 раз.
С 1970 по 1991 год себестоимость перевозок по всей транспортной сети снизилась на 15,0 %.
Снижение себестоимости перевозок - главнейшая задача работников транспорта.
Восьмой показатель. Производительность транспортных средств - количество транспортной работы на единицу подвижного состава в единицу времени.
Производительность транспортных средств зависит, прежде всего, от грузоподъемности (пассажировместимости) и скорости движения.
Девятый показатель. Среднесуточный пробег - показывает интенсивность использования транспортных средств при перевозках (в сельским хозяйстве — 186 км).
Десятый показатель. Производительность труда работников транспорта. Зависит от производительности транспортных средств. Степени автоматизации и механизации транспортных процессов, погрузочно-разгрузочных и вспомогательных операций.
Повышение производительности труда - главнейшая задача работников транспорта.
Автомобильный транспорт является наиболее гибким и мобильным компонентом транспортной системы. Однако данный вид транспорта в России наиболее ресурсоемок: на автомобильном транспорте работает около 60 % нз занятых на транспорте; автотранспорт потребляет более двух третьих объема нефтяных топлив и т.д.
Важнейшей отличительной особенностью современного отечественного парка автотранспортных средств является разномарочность, неоднородность, и сильная изношенность. На дорогах страны появилось большое количество иномарок разных лет выпуска и разного технического состояния. Резко увеличилась интенсивность транспортных потоков, и соответственно возросли нагрузки на подвижной состав и дороги. Современный автомобильный транспорт Российской Федерации в его нынешнем состоянии далеко не полностью отвечает требованиям, которые выдвигает радикальная реформа экономической и социальной сферы.
Предобразования, идущие на автомобильном транспорте, осуществляются под непосредственным воздействием политических, экономических и социальных реформ. Незавершенность процесса создания новой экономической системы, постоянная корректировка положений хозяйственного права, высокий уровень инфляции, рмкие изменения объемов производства различных видов продукции, внутр и российских и международных экономических связей делают внешние условия работы автотранспорта нестабильными.
Одним из главных внешних факторов является изменение характера спроса на транспортные услуги, которое определяется развитием рыночных начал в экономике, формированием новой социальной структуры общества. Так, на фоне общего снижения объема перевозок грузов значительно возросла доля импортно-экспортных грузопотоков, а также перевозок дорогостоящих и срочных грузов. Динамика объемов перевозок различными видами транспорта за 1970...2000 гг. при этом по автомобильному транспорту учтены перевозки, осуществленные предприятиями (физическими лицами) на коммерческой основе, но отсутствуют данные о перевозках ведомственным автотранспортом.
Несмотря на снижение объемов перевозок грузов, следует отметить, что освобождение тарифов позволило обеспечить практически полное покрытие эксплуатационных расходов транспортных предприятий. Рентабельность по автомобильному и речному транспорту составила 10 %, воздушному и морскому - 5 %.
На этапе административно-плановой государственной экономики автотранспорт объективно не мог раскрыть своего потенциала, будучи ориентированным на выполнение городских и пригородных перевозок с преобладанием в структуре грузопотоков навалочных грузов. Автотранспорт практически не участвовал в процессе межрегионального и межотраслевого товародвижения, так как эти функции были возложены на железнодорожный транспорт.
|
|
Страна | S, млн км2 | Ч, млн чел. | Lжд тыс. км | La тыс. км | Lвн.водн тыс. км | Густ.сети, км/1000 кв.км | Тр.об.нас. км/10000 ч | Общая густота сети,прив. км | ||||
жел | авт | вн. водн | жел | авт | вн. водн | |||||||
Россия | 17,07 | 85,5 | 5,0 | 34,0 | 6,0 | 6,0 | 40,9 | 7,2 | 2,5 | |||
США | 9,62 | 296,4 | 24,0 | 677,2 | 10,4 | 7,8 | 219,8 | 3,4 | 10,2 | |||
Китай | 9,59 | 6,4 | 188,7 | 11,4 | 0,5 | 14,0 | 0,8 | 3,7 | ||||
Германия | 0,36 | 82,5 | 34,7 | 644,4 | 3,2 | 96,4 | 1790,0 | 8,9 | 4,2 | 78,1 | 0,4 | 8,2 |
Франция | 0,55 | 60,4 | 29,2 | 3,5 | 53,1 | 1814,5 | 6,4 | 4,8 | 165,2 | 0,6 | 9,7 | |
Украина | 0,6 | 22,7 | 4,8 | 37,8 | 266,7 | 8,0 | 4,5 | 31,4 | 0,9 | 7,5 | ||
Канада | 9,97 | 32,3 | 57,7 | 901,9 | 3,4 | 5,8 | 90,5 | 0,3 | 17,9 | 279,2 | 1,1 | 6,8 |
Как видно, Россия имеет наиболее низкие показатели транспортной обеспеченности среди развитых стран, что свидетельствует о недостаточном уровне транспортной обслуженности и необходимости дальнейшего развития путей сообщения в нашей стране. Однако это не значит, что оптимальным нормативом для России следует считать показатель скажем, США или Франции. Следует учитывать характер размещения производительных сил в регионах, интенсивность использования транспорта, экономические и социальные потребности в перевозках, климатические особенности, значительную часть "необжитой" территории России в Сибири и на Дальнем Востоке. С учетом этих факторов средняя общая густота сети достигнет 3,5 приведенных км. По нашему мнению, оптимальный уровень этого показателя с учетом перспективы освоения новых месторождений полезных ископаемых и благоприятного развития экономики регионов в будущем должен быть в два раза выше, т.е. примерно 7 приведенных км. Вместе с тем, при анализе районов тяготения вполне достаточно сопоставления показателей транспортной обеспеченности относительно сопоставимых регионов внутри территории России, например, Уральского и Западно-Сибирского, Приволжского и Северо-Кавказского экономических районов и т.д.
84. Строительная индустрия, как понятие, представляет собой совокупность строительных организаций, предприятий по производству строительных конструкций и изделий, проектные, научно-исследовательские изыскательские, технологические и опытно-конструкторские организации. базы механизации, транспорта и производственно-технологической комплектации.
Строительная индустрия подразделяется на три группы предприятий:
Первая группа – промышленные предприятия, находящиеся в ведении стройорганизаций, изготовляют и поставляют на стройки сборные железобетонные и металлические конструкции и детали, полуфабрикаты – бетон, раствор, асфальтовые смеси, арматуру, лесоматериалы, деревянные изделия, металлозаготовки, узлы и заготовки для сантехелектромонтажных и других работ.
Вторая группа – самостоятельные предприятия промышленности строительных материалов, обеспечивающие строительство цементом, известью, гипсом, нерудными материалами, пористыми заполнителя, стеновыми, теплоизоляционными, акустическими, кровельными и другими материалами; стеклом, керамикой, сантехизделиями, отделочными материалами и т.п.
Третья группа – специализированные предприятия различных форм собственности, обеспечивающие строительный комплекс лифтовым и подъемно-транспортным оборудованием, не стандартизированным оборудованием, контрольно-измерительной аппаратурой, лесопродукцией, продукцией химической (пластмассовой) промышленности и др.
Такие предприятия стройиндустрии, а также предприятия, машиностроения, кабельно-проводниковой, цветной и черной металлургии, целлюлозно-бумажной, химической, нефтехимической, и легкой промышленности обеспечивают строительство материально-техническими ресурсами и являются основой материально-технической базы строительства.
Соотношение отраслей народного хозяйства, занятых в сфере строительства следующее:
1. Промышленность строительных материалов и конструкций – 52%;
2. Черная и цветная металлургия – 18%;
3. Деревообрабатывающая промышленность – 11%;
4. Машиностроение – 10%;
5. Химическая промышленность – 9%.
85. Целью строительного производства является возведение зданий и сооружений, представляющих собой конечную продукцию строительства: жилые дома, гражданские здания (школы, театры, магазины и пр.), предприятия различных отраслей промышленности, энергетические объекты, транспортные сооружения, сельскохозяйственные здания, спортивные сооружения и многие другие объекты.
Элементами строительной продукции, выполняемыми строительными подразделениями, бригадами и рабочими, могут являться отдельные части зданий и сооружений, смонтированное оборудование и т.п. Количество продукции в этом случае обычно выражается в натуральных единицах (штуках, тоннах, кубических или квадратных метрах и пр.). Незаконченные элементы строительной продукции называют элементами строительной конструкции.
Строительство ведется по заранее разработанным проектам, в которых определяются особенности объектов: конструктивные схемы; материалы и детали, из которых должны сооружаться объекты; планировочные решения и прочие особенности зданий и сооружений.
Под зданиями понимаются наземные постройки, предназначенные и приспособленные для жизнедеятельности человека (жилые дома, фабрики, школы, офисы и т.д.).
Прочие наземные, подземные и подводные постройки называются инженерными сооружениями, а рабочие, возводящие эти сооружения, по характеру сооружений — мостостроителями, тоннелестроителями и т.п.
На методы выполнения работ влияют конструктивные особенности зданий и сооружений: одноэтажные, мало- и многоэтажные; высотные; каркасные; с неполным каркасом и бескаркасные с поперечными, продольными и продольно-поперечными несущими стенами; кирпичные; крупнопанельные; мелко- и крупноблочные и т. д.
Строительная продукция, по сравнению с промышленной, имеет ряд особенностей:
-строящиеся здания и сооружения находятся неподвижно на одном месте, а рабочие перемещаются по объектам, этажам, помещениям внутри этажей;
-продолжительность строительства зданий и сооружений составляет месяцы, а иногда и годы;
-здания и сооружения бывают разнообразными по форме, размерам, сложности и точности выполнения работ;
-отдельные объекты часто находятся на большом расстоянии друг от друга;
-в процессе создания строительной продукции, кроме непосредственно строительных организаций, участвует большое количество других организаций и предприятий (проектные, транспортные, заводы-изготовители строительных материалов, деталей, конструкций и т.д.).
Строительство является одной из самых популярных отраслей в человеческой деятельности на данном этапе развития. Следовательно, строительство пользуется сейчас наибольшей популярностью.
Строительные работы (чаще всего их называют строительно-монтажными работами) представляют собой целый комплекс процессов, основной целью которых служит возведение зданий. Обычно всепоставки, товары, оборудование из Китая. Существует несколько видов классификаций строительных работ, каждая из которых в свою очередь делится на группы и типы проводимых работ. По одной из самых распространенных классификаций строительные работы делятся на: специальные, общестроительные, транспортные, разгрузочные и погрузочные. К общестроительным работам относятся все виды работ по возведению зданий. Специальные работы включают строительные работы по проведению проводов, а также установке различного санитарно-технического оборудования, по устройству антикоррозийных покрытий. Общестроительные работы классифицируются по категориям: земляные, свайные, каменные, бетонные, монтажные, плотничные, кровельные и отделочные. Каждая из данных групп строительных работ предполагает свои детали и результаты. К земляным строительным материалам относят рытье котлованов, траншей или ям для возведения фундамента, опоры и подвалы для подземного соединения. К этому же типу относят и строительные работы по перевозке грунта. Свайные работы включают забивку и сооружение свай, а также устройство свайного фундамента. Для строительства чаще всего используются производственные линии, станки из Китая. Каменные работы включают широкий спектр работ по строительству: сооружение стен, сводов, опор, столбов. Они могут быть кирпичными или каменными, из бетонных блоков.
В понятие бетонных работ включен широкий спектр работ по строительству. Они связаны в основном с приготовлением бетонной смеси и устранением негативных факторов при затвердевании бетона. Результатом бетонных и железобетонных работ служит возведение бетонных конструкций. Особым видом строительных работ являются монтажные работы. Монтажными называют все работы по доставке и установке, проверке и последующему закреплению готовых изделий разнообразного состава и функций. В монтажных работах большое значение имеют оптовые компании, заводы, производители Китая. Они экспортируют недорогую и качественную продукцию, которая позволяет экономить качественно. А это имеет большое значение.
86.
87. Капитальное строительство – это процесс создания совершенно новых зданий, а также реконструкция и перевооружение уже существующих объектов.
Капитальное строительство, как правило, состоит из нескольких этапов:
1. Техническое и экономическое обоснование процесса строительства
2. Инженерно-технические изыскания
3. Проектирование
4. Организация процесса строительства
5. Подготовка площадки под строительство, создание временных сооружений
6. Процесс основного строительства
7. Ввод в эксплуатацию
Существует два способа проведения строительных работ при капитальном строительстве:
Подрядный, когда заключается договор найма (подряда), и строительство осуществляется специализированными фирмами, организациями, работниками
Хозяйственный, при котором все работы выполняются собственными силами
Те средства, которые были затрачены при капительном строительстве объекта, называются капитальными вложениями, в которые входят следующие расходы:
1. стоимость оборудования и инструментов, которые необходимы для процесса строительства
2. стоимость непосредственно строительных работ
3. стоимость проектных работ
4. стоимость монтажа оборудования
5. расходы на персонал и управление
Виды капитального строительства
1. Новое строительство. При таком виде капитального строительства возникает абсолютно новое здание или сооружение, которое создают на новой строительной площадке
2. Расширение действующего объекта. В этом случае происходит расширение уже существующих зданий и сооружений посредством создания на их территории абсолютно новых объектов капитального строительства
3. Реконструкция – это усовершенствование уже существующих объектов. Как правило, при таком виде капительного строительства не проводится расширение объекта, а ведется полное переустройство действующих зданий и сооружений, повышение их технического уровня при использовании научно-технических достижений
4. Техническое перевооружение. Процесс, схожий с реконструкцией. Только в случае перевооружения происходит улучшение и техническое усовершенствование отдельных объектов и участков строительства
Капитально строительство имеет большое значение для государства и отдельных людей. С его помощью достигается появление новых производств, улучшение существующих предприятий и жилищно-бытовых условий.