double arrow

ЧАСТЬ 7 ВОЗРАСТ 19-24 МЕСЯЦА


ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

ВОЗРАСТ 19-24 МЕСЯЦА

Перевод с английского Е. В. Сабанеевой

САНКТ - ПЕТЕРБУРГ 1994

LEARNING THROUGH PLAY

A Resource Manual for Teachers and Parents

Rebecca R. Fewell Patricia P. Vadasy

Teaching Resources

Фьюэлл P.P., Вэдэзи П.Ф.

Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей. Возраст 19 — 24 месяцев /. Пер. с англ. Е. В. Сабанеевой. — СПб: Институт раннего вмеша­тельства, 1994. — 19 с.

© Оформление. Институт раннего вмешательства, 1994. © Е. В. Сабанеева перевод, 1994.ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ

ЧАСТЬ 7 ВОЗРАСТ 19-24 МЕСЯЦА

Несколько месяцев, предшествующих второму дню рождения ребенка, характеризуются стремлением к самостоятельности. Ребе­нок начинает осознавать себя как личность и старается все больше делать для себя сам. Частью определения понятия "я" является проверка собственных возможностей и понимания родительских ограничений его действий.

Ребенок получает удовольствие от постоянной ходьбы, лазания и беготни. Сама ходьба становится более ровной. Ребенок получает массу навыков, связанных с новым для него вертикальным положе­нием (ходьба боком, спиной вперед, бег). В этот период ребенок также стремится выполнять более сложные виды движений, требующие толчка и ускорения (бросание мяча).




В процессе игры ребенок ищет новый пространственный опыт с новыми ощущениями. Его интересуют горки, качели мячи и т. д.

Ребенок может оставаться невнимательным, как было в более ранние месяцы жизни. Это объясняется тем, что при большом разнообразии интересов в этом возрасте, ребенок может сосредото­чить внимание лишь на короткое время.

На этой стадии особенно интересны мелкие предметы. Ребенок уже отдает явное предпочтение одной руке и достаточно контроли­рует мускулатуру пальцев, чтобы сложить головоломку из 2-3 кусков, нанизывать бусинки на нитку и забивать в доску колышки. Коорди­нация более мелкой мускулатуры (глаз-рука) позволяет ребенку лучше рисовать. Ему может нравиться использовать инструменты и игрушки с ручками, потому что он учится использовать предметы как продолжение руки. Забивание колышков - вот пример занятия на координацию "глаз-рука", причем такого занятия, которое особенно интересует ребенка, потому что он видит результаты своих действий. Этот интерес к наблюдению за результатами своей игры - новое в развитии ребенка в течение этих месяцев. Ему любопытны предметы, вставляющиеся один в другой, ему нравятся игрушки, из которых можно строить, например, кубики.

Другим новым аспектом игры ребенка является его все возрастающая способность подражать. Переодевание - важная игра, которая выражает желание ребенка быть взрослым. Игра с обычными повседневными предметами позволяет ребенку испытать удовольствие от его собственного личного мира, и ребенок часто будет находить новое применение знакомой кухонной утвари или коробкам. Ребенок будет также играть с игрушками, но только после того как испытает их физические свойства. Прежде чем поговорить по новому игрушечному телефону, ребенок сначала повертит его в руках, потянет во все стороны и перекрутит провод. Дети этого возраста могут играть сами по себе в течение от 15 минут до 1 часа, если взрослый остается рядом с ребенком.



От 19 до 24 месяцев запас понимаемых ребенком слов быстро увеличивается. Большинство высказываний ребенка - это фразы из двух слов, и ребенок проявляет все возрастающую способность понимать правила языка взрослого. Добавляются к языку малыша слова, касающиеся пространства: «там», «где», «сторона» или «на улице». Ребенок может понимать слова «скоро» и «ждать». Он также понимает простые просьбы типа «Покажи мне собаку». Для ребенка этого возраста слова являются увлекательными вещами, с которыми можно играть. Он разговаривает с игрушками так же, как и с людьми.

Двухлетний ребенок должен быть активным участником процес­сов кормления и одевания. Большинство детей этого возраста способны есть самостоятельно, хотя при этом требуется присталь­ное наблюдение. Одевание становится важной частью дня, пос­кольку ребенок находится в процессе формирования представле­ния о своем теле. Он запоминает названия частей тела. Одевание и кормление - это те действия, которые ребенок может осуществлять все более и более успешно и независимо, и ребенку следует помогать только тогда, когда он об этом просит. Когда ребенок нуждается в помощи, помогите ему ровно настолько, насколько это требуется, чтобы закончить одевание. Физическое развитие ребенка в этот период позволяет легче, чем в более юном возрасте, достигать успехов при обучении таким навыкам, как пользование горшком и застегивание пуговиц. Кроме того, желание ребенка копировать поведение старших ребят или взрослых мотивирует ребенка по собственной инициативе приобретать те или иные навыки, особенно те, за которые на глазах у ребенка хвалят его старших братьев и сестер.



Книги теперь притягивают ребенка с иной точки зрения, чем раньше. Способность ребенка этого возраста интерпретировать кар­тинки - пример использования символов для расширения окружающей его среды . Теперь ребенок понимает, что на картинках представлены предметы, которые могут обозначаться одним и тем же словом, но различаться по некоторым параметрам.







Сейчас читают про: