Основная из них — скорость движения.
Скорость движения — это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела), к затраченному на этот путь времени.
При определении скорости в поступательном движении ее обычно измеряют в метрах в секунду (линейная скорость), а при вращательном — в радианах в секунду (угловая скорость).
Если скорость движения постоянна, то такое движение называют равномерным, а если она изменяется, — неравномерным. Изменение скорости в единицу времени называют ускорением. Оно может быть положительным, имеющим одинаковое направление со скоростью (скорость возрастает) и отрицательным, имеющим направление противоположное направлению скорости (скорость убывает).
Движения, выполняемые без скачкообразного изменения скорости, называются плавными, а движения неравномерно-ускоренные или неравномерно замедленные, т.е, движения «скачками», называют резкими. Обычно резкие движения одновременно бывают и неточными, резкие изменения скорости свидетельствуют о плохо выполненном или неверно усвоенном двигательном действии.
|
|
В зависимости от величины скорости выделяют также быстрые и медленные движения. Кроме того, различают скорость оптимальную, т.е. наиболее удобную, и максимальную. Скорость бывает свободная и вынужденная. Например, у лыжника при подъеме в гору скорость произвольная, при спуске с горы — вынужденная.
Понятие «скорость движения» не следует отождествлять с понятием «скорость передвижения».
Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствующих движений, но и от других факторов. Например, в беге — от длины и частоты шагов, сопротивления воздуха и т.п. Скорость движений играет очень существенную роль в обеспечении эффективности выполняемых двигательных действий. Так, именно от скорости движений метателя, особенно к моменту выброса снаряда, зависит дальность броска. Без высокой скорости движений в момент толчка при прыжках невозможно прыгнуть высоко или далеко.
Есть упражнения, в которых для достижения наибольшего результата важна не максимальная, а оптимальная скорость. К примеру, при метании копья необязательно стремиться к максимальной скорости стартового разгона. Необходимо определить для каждого занимающегося такую скорость, которая обеспечивала бы наилучшее выполнение финального усилия.
В некоторых действиях от скорости движений зависит своевременное решение тех или иных двигательных задач. Например, занятие выгодной позиции в спортивной игре, предупреждение нападения противника и т.д. При выполнении циклических упражнений (бег, плавание, гребля и др.)
|
|
В соревновательных условиях большое значение имеет умение точно выдерживать заранее запланированную скорость, т.е. проходить отдельные отрезки дистанции со скоростью по заранее составленному трафику. Это позволяет целесообразно распределять свои силы на дистанции и отдалять момент наступления утомления. Умение произвольно управлять скоростью движений называют чувством скорости. Педагог, устанавливая определенную скорость движений для занимающихся, при овладении техникой двигательных действий должен учитывать, решаемую двигательную задачу, особенности изучаемого упражнения, внешние условия, возраст, пол и степень физической подготовленности занимающихся, состояние организма в данный момент времени и т.д.