double arrow

Основні особливості конструювання анкети

Анкета – форма предъявления индикаторов отвечающим, обеспечивающая максимально возможную достоверность ответов, измерения. Задача – наладить контакт с отвечающим.

Лицевое обращение анкеты: 1) наладить контакт с респондентом (снять психологические барьеры); 2) обеспечить стимулирование респондента.

В обращении должна быть обозначена цель опроса (просто, ясно, а не академическим языком). Но надо не раскрыть научной цели исследования. В противном случае респондент начнет приспосабливаться к цели, и получим искаженную информацию. Сформулировать цель в 2-3 предложениях.

Вторая часть обращения должна стимулировать ответ. Об ращение к личным проблемам или предпочтениям человека.

В инструкции необходимо указать, как заполнять анкету. Привести пример.

Текст опроса и ответа должен быть разведен, выделен разными шрифтами. Привести пояснения к таблицам.

Конструирование содержания анкеты. Контактный вопрос. Налаживание контакта – продолжение установление контакта в лицевом обращении. Первый вопрос анкеты должен быть максимально простым, а также стимулировать человека к заполнению (обращение к личным проблемам человека). Должен переключать человека на анкету («Разогрев отвечающего»). Должен затрагивать все массу людей, которых необходимо опросить. Подходы к конструированию анкеты:

1. Логический. Последовательность вопросов развивает логику исследования (один вопрос вытекает из другого). Принцип построения – принцип «воронки» (от более общих к более частным вопросам, от простых – к более сложным). К моменту ответа на ключевой вопрос сознание респондента должно быть полностью переключено.

Трудности: формирование логической заданности восприятия вопроса: логика давит на респондента и подводит к определенному ответу; если сначала идут общие вопросы, а потом частные, то содержание ответов на частные вопросы предопределяется общими. Эффект «излучения»: верхний вопрос «излучает» содержание нижнего вопроса.

2. Стихийный. Вопросы, следующие друг за другом, не связаны логически, они имеют только ассоциативную связь. Поверхностная связь – чтобы человек не чувствовал разрыва между тематикой вопросов. Буферные вопросы – переключающие с одной темы на другую, но не имеющие содержания. Иногда из-за буферных вопросов – большой, сложный объем анкеты (недостаток стихийного подхода).

В конце анкеты – «паспортичка». Не должна быть личностной (особенно вопросы о материальном положении). Иногда вначале – в качестве «разогрева».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: