Особливості поштового та пресового опитування

Почтовый опрос — разновидность анкетирования, эффективный прием «заочного» сбора первичной эмпирической информации. Этот метод с успехом используется как для выяснения мнений населения, так и для получения экспертных оценок.

Важное преимущество почтового опроса — простота организации. Нет необходимости в подборе, обучении, контроле за деятельностью интервьюеров. К достоинствам метода относится и то, что он позволяет одновременно опросить людей, проживающих на большой территории, в том числе в труднодоступных районах. Кроме того, благодаря отсутствию контакта между респондентом (экспертом) и анкетером (интервьюером) психологический барьер, который возникает иногда при индивидуальном опросе, здесь исключен. На респондента не «давят» и временные рамки — он может не спешить, уточнить какие-то детали для ответа на вопросы анкеты.

Среди недостатков почтового опроса назовем прежде всего неполный возврат анкет, что снижает надежность собранных данных. Если бы причиной этого были лишь случайные обстоятельства, было бы достаточно увеличить число рассылаемых анкет. Следовательно, важнейшая методическая и организационная задача, решаемая исследователем при планировании и проведении почтового опроса, — стимулирование возврата анкет.

Прессовый опрос - разновидность анкетирования, осуществляющаяся посредством периодической печати. Основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность респондентов, обусловленная добровольностью их участия в опросе.

Главные его недостатки: низкая репрезентативность, невысокие показатели возврата заполненных анкет, усугубляемые большой их выбраковкой, малочисленность вопросов, преобладание закрытых вопросов, ограниченные возможности применения шкальных, табличных, диалоговых, менюобразных, контрольных и фильтровочных вопросов, вероятность влияния на респондента других лиц.

Обязательные требования к методу:

· предварительная апробация (пилотаж) среди всех качественно различных групп читателей данной прессы;

· предельная простота формулировок вопросов и инструкции к заполнению;

· использование разных шрифтов при публикации (для выделения смысловой структуры анкеты);

· повторная перепечатка анкеты в той же газете через неделю-полторы после первой публикации;

· оглашение результатов опроса на страницах этого же издания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: