Умение правильно выписывать рецепты на лекарственные препараты является неотъемлемым качеством врача любой специальности. Поэтому, изучение рецептуры всегда предшествует изучению фармакологии.
Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит правила назначения и выписывания в рецептах лекарственных средств; характеристику твердых, мягких, жидких лекарственных форм, аэрозолей. Даны формы рецептурных бланков, разъяснены способы их оформления, порядок выписывания рецептов на лекарственные средства, представлен список важнейших рецептурных сокращений и т.д.
При изложении материала учитывались современные тенденции в развитии рецептуры, рациональной фармакотерапии.
Пособие содержит обязательные рецепты по курсу фармакологии. Прописи рецептов составлены в соответствии с действующими правилами выписывания рецептов, приказом N 1175н от 20 декабря 2012 г. «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения». В пособии указаны международные непатентованные названия лекарств, в скобках приведены наиболее распространенные торговые названия препаратов.
|
|
Материал, изложенный в учебно-методическом пособии, направлен на формирование следующих компетенций:
ПК 19 - способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослого населения и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови, своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;
ПК 20 - способность и готовность назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению физиологической беременности, приему родов;
ПК 22 - способность и готовность назначать и использовать медикаментозные средства, проводить мероприятия по соблюдению правил их хранения.
Учебные цели: освоение обучающимися общих принципов оформления рецептов и составления рецептурных прописей, а также формирование навыков правильного выписывания рецептов на различные лекарственные формы лекарственных препаратов с использованием международных непатентованных названий при различных патологических состояниях.
|
|
Для формирования профессиональных компетенций студенты должны знать:
1. до изучения темы: основы латинской грамматики, необходимые для написания рецептов; стандартные рецептурные сокращения;
2. после изучения темы: правила назначения и выписывания в рецептах лекарственных средств; характеристику твердых, мягких, жидких лекарственных форм, аэрозолей; принципы выбора лекарственных форм при конкретных патологических состояниях.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:
1. до изучения темы: грамматически правильно оформлять латинскую часть рецепта;
2. после изучения темы: правильно составлять рецептурные прописи и оформлять рецепты на твердые, жидкие, мягкие лекарственные формы; правильно назначать лекарственные средства, учитывая показания, противопоказания и нежелательные лекарственные реакции препаратов, а также фармакококинетические особенности отдельных лекарственных форм.