Проведение практики предполагает три этапа работы: подготовительный, полевой и заключительный.
Подготовительный этап
Подготовка к практике осуществляется в процессе изучения курса «Фольклор» в первом семестре и во время специальных занятий, проводимых руководителями практики перед выездом на практику или во время нее. Особое внимание студентов обращается на специфику отдельных фольклорных жанров и выработку умения давать верные жанровые определения. В планах семинарских занятий предусмотрены вопросы и практические задания по анализу конкретных фольклорных текстов с точки зрения их жанрового своеобразия. При составлении словаря терминов по фольклору от студентов требуется давать предельно точные определения жанров, выделяя их основные жанровые признаки.
В лекционном курсе предусмотрена тема «Основные принципы работы фольклориста-собирателя». В рамках ее изучения формулируются основные принципы научного собирания фольклора,
излагается методика собирательской работы. Студентам рекомендуется сделать пробные записи фольклорных текстов, используя в качестве информантов родных, соседей, знакомых и т.д.
|
|
В ходе подготовки к практике студенты должны познакомиться с вопросниками, методическими пособиями, потренироваться в ручной и магнитофонной записи устных текстов, внимательно изучить правила оформления записанных материалов.
Полевой этап
Практика может осуществляться в двух формах: групповой и индивидуальной. В первом случае ее программу определяет руководитель группы, во втором – студент получает индивидуальное задание, в котором учитываются специфика местности, степень изученности фольклорного репертуара данного района, условия собирания. Однако принципы собирательской работы остаются едиными для любой формы практики.
Запись фольклора можно производить везде: в селе, в городе, в своем районе, во дворе своего дома, в летнем детском или молодежном лагере, в детском саду или школе. Информантами (исполнителями и знатоками фольклорных текстов) могут быть люди любого возраста.
Общие принципы собирательской работы
I. Сбор информации до записи.
Сразу после приезда на место руководитель группы должен представиться местным властям и объяснить цели и задачи фольклорной практики. По возможности необходимо получить от них первичную информацию об известных исполнителях и знатоках фольклорных произведений. В это же время студенты методом народного опроса выявляют потенциальных информантов. Большую помощь в этом им могут оказать учителя и учащиеся местной школы, работники культуры.
|
|
При сборе информации необходимо выяснить следующие вопросы:
- кто известен здесь как песельник или песельница;
- какие песенные группы существуют в населенном пункте;
- кто любит петь на свадьбах;
- кто хорошо знает свадебный обряд (есть ли профессиональные свахи);
- кто исполняет роль ряженых на свадьбах или других праздниках;
- кто из старожилов хорошо знает историю населенного пункта, местные предания и легенды;
- есть ли здесь известные частушечники или частушечницы;
- есть ли музыканты-участники обрядовых действий (гармонист, балалаечник, гитарист);
- существуют ли местные (отличные от официальных) названия улиц, рощ, лесов, оврагов, болот, озер и т.д.
II. Сбор информации во время записи.
Во время записи необходимо спрашивать исполнителей о других знатоках данного жанра или текста, живущих в данной местности, об известных исполнителях, которых уже нет в живых и от которых был воспринят записанный сегодня репертуар.
III. Этика собирательской работы.
- уважительное отношение к каждому информанту;
- необходимое условие работы - установить с ним доверительные отношения;
- терпеливо и доступно объяснять цели и задачи своей работы, избегать давления, стремления получить результат любой ценой;
- выбирать для беседы и записи время, свободное от хозяйственных дел, наиболее удобное не для собирателя, а для информанта;
- не злоупотреблять временем и физическими возможностями исполнителя;
- не превращать разговор с информантом в протокольный опрос, найти индивидуальный подход к нему, стимулирующий желание рассказать о себе, о своей жизни, о роли в ней фольклора.
IV. Принципы и правила записи фольклорных текстов.
1. Непосредственную запись фольклора лучше начинать с просьбы к исполнителям рассказать или спеть их самые любимые произведения.
2. Запись должна производиться только в момент исполнения, а не по памяти.
3. Нельзя прерывать информанта во время исполнения. Все вопросы по тексту задаются после исполнения. Можно прочесть свою запись исполнителю для уточнений и исправлений.
4. Запись должна быть точной, слово в слово, включая частицы и междометия.
5. В диалектных словах и словах, отличающихся своим произношением от литературной нормы, следует фиксировать ударения.
6. Записывать надо не только сам текст, но и реплики исполнителя, фиксирующие отношение к произведению или его героям, уровень понимания текста.
7. Следует записывать весь репертуар исполнителя, а не только редкие тексты. В том числе и варианты произведений книжного происхождения.
8. Каждый текст необходимо паспортизировать.
V. Правила оформления текстов после записи.
1. Черновые записи с голоса и сведения об исполнителях делаются в тетради №1 «Полевой дневник». При расшифровке записей все черновые записи сводятся в один текст.
2. Полный черновой текст сверяется с магнитофонной записью (если она имеется). Полевой дневник вкладывается в тетрадь №2.
3. Текст переписывается набело без сокращений в тетради №2 «Беловой отчет». Записи в ней, в отличие от тетради №1, производятся только на лицевой стороне каждого листа. Объем записанных текстов должен быть не менее 400 строчек на стационаре, 200 - на ОЗО.
4. К тексту могут быть приложены примечания исполнителя или комментарии собирателя по следующим пунктам:
- как исполнитель сам определяет жанр произведения;
- от кого и где перенял;
- когда и в каких бытовых обстоятельствах обычно исполняется
произведение;
- записано как воспоминание или активно бытует.
5. Паспорт каждого текста оформляется по единому образцу:
Фамилия, имя, отчество исполнителя. Иванов Петр Сергеевич
Год рождения. 1947
Образование (если нет, умеет ли читать и писать) Среднее
Профессия (если пенсионер, кем раньше работал). Тракторист
|
|
Место записи (хутор/село/поселок/город, район, область).
Хутор Кружилин Даниловского р-на Волгоградской обл.
Дата записи (число, месяц, год). 10 августа 2005 г.
Фамилия, имя, отчество собирателя. Петрова Мария Ивановна
Примечание
Если в беловой тетради идет подряд несколько текстов, записанных от одного исполнителя, можно дать для них общий паспорт с указанием, к каким текстам он относится. В этих случаях паспорт предваряет первый текст и имеет, например, такое заглавие: Паспорт к №№ 3-7.
Заключительный этап.
На основе полевых записей оформляется беловой отчет о фольклорной практике. Он представляет собой тетрадь №2 с пронумерованными листами, в которой все переписанные набело тексты имеют сплошную нумерацию, паспорт и, если есть, примечания и комментарии. Все записи производятся только на лицевой стороне каждого листа.
После записей составляются две итоговые таблицы: по жанрам и по исполнителям.
Примеры заполнения таблиц.
Таблица 1.
Жанр!! №№ текстов!! №№ страниц!! Кол-во исполнителей
Частушка!! 3-8, 12-15, 27!! 2-4, 8, 14!! 3
Анекдот!! 9, 22!! 6, 12!! 2
Таблица 2.
ФИО исполнителя!! Жанры!!№№ текстов!! №№ страниц
Петрова С.И.!! лирическая необрядовая!!
!!песня, частушка, быличка!! 2,3, 16, 21!! 2, 9, 20!!
После заполнения таблиц составляется текстовой отчет, в котором дается общая характеристика населенного пункта с точки зрения бытования в нем фольклорных традиций, разнообразия репертуара, преобладания тех или иных фольклорных жанров. Отчет может содержать творческие портреты наиболее талантливых исполнителей, рисунки собирателей и фотодокументы.
В конце тетради «Беловой отчет» составляется ее содержание (оглавление): номер текста по порядку расположения, его жанр и название (если нет, то по первой строчке), страница.
К беловому отчету прилагается картотека. Студент производит картографирование каждой записи по жанрово-сюжетному принципу.