«Ценообразование» - одна из основных дисциплин экономического образования. Особую актуальность проблема цен и ценообразования приобретает в связи с переходом нашей страны к рыночной экономике.
Большая роль дисциплины «Ценообразование» в учебном процессе связана с огромным значением цен в рыночной экономике.
Это значение обусловлено тем, что:
• цены являются одним из основных инструментов создания структуры производства;
• цены устанавливаются собственниками товаров и проходят проверку на рынках, где определяются их уровень и его изменения (од влиянием рыночных факторов;
• государство уделяет много внимания ценовой политике, чтобы не допускать роста цен;
• при рыночных отношениях действуют принципиально новые подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены по сравнению с условиями командного управления экономикой.
Основные задачи тех, кто изучает вопросы ценообразования:
• приобретение и углубление знаний по актуальным проблемам ценообразования в современных условиях развития экономики России;
• знакомство с существующими теоретическими подходами к ценообразованию, зарубежной практикой ценообразования, системами формирования цен на предприятиях и тем, как ценообразование взаимосвязано с другими аспектами деятельности предприятий.
В курсе лекций рассмотрены пять тем:
В теме 1 дано определение понятия «цена», рассматриваются функции цены, а также цели и факторы ценообразования.
В теме 2 речь идет о классификации цен и стратегиях ценообразования.
В теме3подробно освещаются методы ценообразования, практика их применения, а также использование надбавок, скидок и поправок к ценам.
Тема 4посвящена рыночной конъюнктуре и ее влиянию на ценообразование на рынках различных типов.
В тема 5 определены особенности формирования цен в современной российской практике.
В теме 6анализируется процесс ценообразования на мировом рынке, а также опыт государственного регулирования цен в зарубежных странах.
К каждой теме даны вопросы для самопроверки.
Тема 1. Цена: понятие, функции, цели и факторы ценообразования
План лекции
1.1. Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике
1.2. Функции цены
1.3. Процесс ценообразования. Внешние факторы ценообразования
1.4. Цели ценовой политики и принципы ценообразования
1.5. Информация, необходимая при принятии управленческих решений о ценах