Установление цен со скидками. Инициативное снижение и повышение цен

Конечная цена на продукцию может существенно отличаться от той, которую спрогнозировало предприятие. Одним из факторов, влияющих на окончательное формирование цен, является установ­ление скидок к ценам. В практике ценообразования существует боль­шое разнообразие скидок.

Виды скидок:

- Скидки за оплату наличными;

- Скидки за количество покупаемых товаров;

- Сезонные скидки;

- Товарообменные расчеты;

Наиболее распространенными, как мы видим, являются следую­щие скидки.

Скидки за оплату товаров наличными. Такие скидки предоставляются потребителям, которые оплачивают товары наличными денежными средствами, что способствует оздоровлению финансово­го климата на предприятии.

Скидки за количество покупаемых товаров. Эти скидки предоставляются в качестве снижения цены для потребителей, при­обретающих большие партии товаров. При этом предприятие полу­чает экономию за счет снижения расходов на хранение запасов и транспортировку продукции. Потребитель же заинтересован в по­купке товаров только у одного продавца, что способствует налажива­нию долговременных стабильных связей между потребителями и про­давцами.

Сезонные скидки. Товары продаются по более низкой цене, если потребитель покупает их вне сезона основной продажи, напри­мер путевки на отдых во время мертвого сезона. Цель введения этих скидок - поддержание постоянного, стабильного уровня продаж и прибыли предприятия в течение всего года.

Товарообменные расчеты. Потребители имеют возможность приобретать продукцию предприятия по сниженной цене, если при­несут в обмен старый товар. Одно время такую массовую компанию проводили торговцы сотовыми телефонами; подобные же рекламные объявления встречаются в торговле автомобилями. Кроме того, пре­дусматривается возможность снижения цены в качестве вознаграж­дения дилерам за участие в рекламе товара или поддержания его сбы­та на определенном уровне.

Предприятия могут идти на инициативное снижение цен при недогрузке производственных мощностей, сокращении доли рынка под натиском агрессивной конкуренции со стороны других предприя­тий и т.д. В случаенедогрузки производственных мощностей пред­приятию необходимо увеличить свой оборот, а добиться этого за счет интенсификации торговых усилий, совершенствования товара и про­чих мероприятий оно не может. В случае сокращения доли рынка предприятие идет на снижение цен в ответ на жесткую политику кон­курентов.

Предприятие может выступить инициатором снижения цен в тех ситуациях, когда пытается с помощью низких цен занять доми­нирующее положение на рынке. Для этого предприятие либо сразу выходит на рынок со сниженными ценами, либо первым снижает их в надежде завоевать долю рынка, которая в дальнейшем обеспечит снижение издержек производства за счет роста его объема. В этом случае предприятие пользуется так называемой скользящей падаю­щей ценой: по мере насыщения рынка цена на изделия и услуги по­степенно падает. Уже при составлении прогноза сбыта предприятию необходимо проанализировать темпы роста объема производства в отрасли в целом, сопоставить их с динамикой емкости рынка (преж­де всего по темпам роста доходов потенциальных потребителей) и за­тем определить, на какой процент нужно снизить цены в предстоя­щий период, чтобы обеспечить устойчивый сбыт продукции.

Данный подход обычно применяется в отношении изделий мас­сового спроса, когда товары одновременно предлагаются большим группам потребителей. Потребители чувствительны к ценам (спрос на товары эластичен по цене), и, следовательно, снижение цены явля­ется основным способом привлечения внимания покупателей.

Если предприятие хочет прибегнуть к инициативному периоди­ческому снижению цен для воздействия на потребителей, оно долж­но заботиться о своих издержках, разрабатывать мероприятия по их уменьшению. При этом на первый план выдвигаются такие сложные и дорогостоящие варианты, как совершенствование техники и тех­нологии, испытание и внедрение в производство новых видов сырья и материалов, постоянное улучшение качества продукции — внеш­него вида и технических параметров. Данные меры требуют от пред­приятия, с одной стороны, больших финансовых затрат, а с другой стороны, способствуют повышению конкурентоспособности его про­дукции.

Цены на продукцию предприятия тесно связаны с объемами производства: чем больше количество выпускаемой продукции, тем выше загрузка производственных мощностей и тем в большей сте­пени уменьшаются издержки производства. Это приводит к сниже­нию цен. Однако возможность реализации продукции по более низ­ким ценам совсем не означает, что в действительности она будет продаваться по этим ценам. Инициативное снижение цен позволяет предприятию достичь еще одной очень важной цели: создать такие условия функционирования рынка, которые не допускали бы проник­новения на него предприятий-конкурентов. Безусловно, поддержание издержек производства и реализации продукции и цены на низком уровне играет в решении этой задачи ведущую роль.

Однако следует учитывать реакцию потребителей, которые мо­гут воспринимать инициативное снижение цен как свидетельство скорой замены действующей модели товара новой моделью, низкого качества товара или его ухудшения, ограничения спроса на товар, плохого финансового положения предприятия, возможности его ско­рого ухода с рынка данного товара и опасности прекращения произ­водства запасных частей к данному изделию.

Популярно также инициативное повышение цен, что может быть вызвано рядом причин: инфляционными процессами, ростом заработной платы, ростом издержек, которые не покрываются соот­ветствующим ростом производительности труда, повышением спро­са на продукцию.

Цены могут быть увеличены незаметно для потребителей за счет отмены скидок или введения в ассортимент выпускаемой продукции дорогостоящих товаров. Можно повышать цены, имея большой усто­явшийся рынок, на котором покупатели заинтересованы в приобре­тении товара именно данного предприятия и лояльности по отно­шению к его торговой марке, а также в случае соответствующих изменений в экономической и маркетинговой среде, например, ког­да отмечается общий рост оптовых и розничных цен, происходят ин­фляционные процессы, вводятся пошлины.

Несмотря на то, что покупатели крайне отрицательно относятся к политике повышения цен, они могут воспринимать ее и положи­тельно, рассматривая рост цен как свидетельство увеличивающегося спроса на продукцию, повышения ее качества или престижности.

Одним из главных условий повышения цен на продукцию явля­ется инфляция, связанная с ростом издержек. Рост издержек, не соот­ветствующий росту производства, ведет к снижению нормы прибы­ли и вынуждает предприятия регулярно повышать цены.

Часто предприятия стремятся за счет увеличения цен обеспечить возмещение роста издержек в ожидании дальнейшего раскручивания инфляции или введения государственного контроля за ценами. Пред­приятия не дают потребителям долговременных гарантий в отноше­нии стабильности уровня цен.

Еще одной причиной повышения цен может быть существенный рост спроса на продукцию. Не имея реальных возможностей нара­щивать производственные мощности, увеличивать площади и объемы выпуска продукции, предприятие таким образом стремится «отсечь» часть потребителей, платежеспособность которых оказывается ниже необходимой и не позволяет купить товар по новой, повышенной цене.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: