Георг Кершенштейнер

(1854-1934 гг.)

Г. Кершенштейнером особое внимание уделялось трудовому воспитанию и обучению. Он видел основную цель трудовых занятий в подготовке к профессиональной деятельности в области физического труда. Задачу трудовой школы он видел в первую очередь в последовательном приучении детей к прилежанию, аккуратности, безусловному подчинению авторитетам.

Г. Кершенштейнер считал целесообразным использовать различные виды ремесленного труда, самостоятельные лабораторные работы, практические занятия, ручной труд, научные знания общеобразовательных дисциплин. Он полагал, что ТРУД служит для выработки черт характера:

честность

добросовестность

старательность и др.

Суть: примирение классовых противоречий. Дети рабочих до 13-14 лет занимались в трудовых школах, а дети аристократов до 18 лет воспитывались в семье. Школа должна воспитать законопослушного, защитника отечества. Он теоретик трудовой школы и создатель идеи гражданского воспитания. Стоял за практикоориентированные методы обучения, на принципе связи теории и практики. Выдвигал следующие цели воспитания:

идеологическая обработка учащихся

погасить стремления к общему образованию

дать узкопрофессиональную подготовку, а не всестороннее развитие ребенка

оторвать от революционного движения.

Формы обучения; урок, экскурсии, практические занятия.

Статья "Школа будущего школа работы " вошла в сборник педагогических сочинений "Основные вопросы школьной организации". Приведем отрывок из этой статьи:

"Задача школы: в том чтобы быть школой обучения, но такой, которая идет навстречу внутреннему миру ребенка, которая приноровлена не только к его способности воспринимать, не только к пассивной, но и к активной стороне его натуры, которая должна соответствовать (отвечать) не только его интеллектуальным стремлениям, но и в особенности его социальных инстинктов. Школа должна быть школой обучения, в которой учат не только при помощи "света книг" и слов, но гораздо больше путем практического опыта. Традиционная школа приспособлена к слушанию (опора на взгляды Д.Дьюи), а слушание предполагает пассивность учащихся. А в годы детства до половой зрелости отличаются, как правило, живой активностью. Сущность человека в это время заключается в том, чтобы работать, творить, пробовать, познавать, переживать, для беспрерывного познания окружающей действительности. Однако то, чего не дает нынешняя школа ребенку для его жизни, развитию чего она скорее мешает, нежели способствует -это известные активные черты характера, которые большинство детей уже имеют, когда они вступают в школу:

дух самостоятельности

дух самоутверждения

дух предприимчивости

смелая инициатива во всем новом

страсть наблюдать, исследовать

И, наконец, самое главное, работать не только для самого себя, ради собственного развития, не ради того чтобы обогнать других и стать победителем, но ради того, чтобы быть в состоянии с готовностью предоставить себя в распоряжение всех нуждающихся. И вот возникает вопрос: нельзя ли так преобразовать школу, чтобы она не потеряла своих хороших качеств и в тоже время она считалась бы с природой ребенка, чтобы она развивала в нем активность; ныне она просто уродуется? Это возможно если мы с самого начала обучения обратим внимание на творческие силы ребенка с его личными склонностями и экономической средой. Центр активности - рабочие помещения школы. Наша книжная школа должна стать школой работы, которая бы примыкала непосредственно к школе игры раннего детства. Продуктивное творчество, которое может развернуть все блага работы - понять прочитанное и воспроизвести ясно понятное со всей глубиной своей души и его всей силой своих творческих способностей, создать из пережитого собственными силами "картину" понятную для других, подойти с арифметической точки зрения к явлениям во времени и пространстве и наблюдениям сделанным в рабочем помещении школы или повседневной жизни.

Что требуется для новой школы? Это обширное поле ручного груда, которое, смотря по способностям ученика, может сделаться для него полем умственной работы. Ручной труд - поле для развития. Такие области труда, которые по возможности стояли бы в связи с хозяйственным и домашним кругом работ, чтобы не терялась связь с повседневной жизнью ученика. Для школы труда необходима работа служения товарищам, работа, которая повторяла, что смысл жизни не в господстве, но в служении. Вот после всего этого сможет стать основой для гражданского воспитания. Но мастерские нужны не только ради одних умений - нет, они нужны, чтобы воспитать людей. Они нужны нам, так как не книга является носителем культуры (?), но работа. Здесь, откуда изгнан труд, основанный на чистом запоминании, гораздо больше ценится метод работа, а не ее продукт. Следует при этом опираться на работу ученических групп. При этом исключаются эгоистические интересы. Но есть препятствия для такой реорганизации:

организация контроля и испытаний приспособлена к характеру книжной школы

повышение расходов.

Но если такая реорганизация пройдет, тогда и школа и дом будут иметь общие интересы. И задачей школы станет внесение порядка в действие тех сил, которые вызывают этими интересами и в то моральное и умственной достояние детей, тогда обучение станет искусством, задачей которого будет только помощь природе в ее стремлении к своему развитию. Такая школа должна готовить детей к будущей трудовой деятельности. Ее цель не сообщение знаний, выработка у них элементарных трудовых навыков и воспитание дисциплины поведения. Следует соединить преподавание с ручным трудом и изобразительно-иллюстративной деятельностью. Каждое упражнение должно подводить ученика к очередному затруднению, которое он может решить самостоятельно. Организация обучения на ранних ее этапах должна примыкать к игровой деятельности.

Оппоненты традиционной педагогики теоретически обосновали идею формирования целостной личности, как субъекта педагогического процесса. Ими предложена программа гуманного, антиавторитарного воспитания. Реформаторская педагогика сыграла заметную роль в обновлении педагогической мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: