Влияние внешней торговли на инвестиции

Ситуация Чистый экспорт Дефицит государственного бюджета Сбережения Инвестиции
А        
В        
С -100      
Д        

Данные таблицы отражают непреложное правило: каждый сектор экономики – государственный, частный или внешний, - при превышении своих расходов над доходами должен брать взаймы от других секторов, чтобы оплатить свои избыточные расходы. Например, вторая строка таблицы 10.3 показывает, что государство использует сбережения частного сектора на сумму 100 денежных единиц, в результате частные инвестиции уменьшаются на эту же сумму. Третья строка таблицы демонстрирует нам случай, когда превышение правительственных расходов над его доходами покрываются за счет отрицательного чистого экспорта, или то же самое – внешних займов. Последняя строка показывает нам ситуацию, когда чистый экспорт уравновешивается уменьшением внутри страны частных инвестиций (на сумму 200 денежных единиц), поскольку чистый экспорт предполагает соответствующие займы или кредиты уже иностранными партнерам (нерезидентам).

Таким образом, в открытой экономике:

GNP = C + I + G + Nx,

где Nx - чистый экспорт.

В более формализованном виде основное макроэкономическое тождество, рассматриваемое как тождество национального продукта и суммы всех расходов, записывается следующим образом:

V = C + I + G + Nx,

где V – объем выпуска продукции.

В этом тождестве не проводится различий между GNP, NNP, NI, и между валовыми и чистыми инвестициями, то есть здесь V = GNP=NNP=NI, а I≡Ib ≡ Iz.

Каждый параметр тождества можно записать в виде функций:

Функция производства: V = F (`L, `K) = `V

Объем выпуска есть функция от располагаемых ресурсов труда и капитала и, при полном их использовании, равен потенциальному (естественному) объему выпуска.

Функция потребления: С = С + b · DI

Объем потребления (потребительский спрос) есть сумма автономного потребления плюс произведение предельной склонности к потреблению[4] на располагаемый доход DI = V – T (располагаемый доход равен объему выпуска за вычетом всех налогов).

Функция инвестиций: I = I(r)

Инвестиции зависят от ставки процента. В более сложном виде: I = `I + I (r), где I - автономные инвестиции не зависящие от ставки процента.

Функция государственных закупок: G = G

Величина государственных закупок определяется экзогенно, политическими решениями и не зависит непосредственно от величины общественного продукта.

Функция чистого экспорта: Nx = Nx (e)

Чистый экспорт зависит от валютного курса[5]. В более сложном виде: Nx = `Nx + Nx (e). Чистый экспорт есть сумма автономного чистого экспорта, отражающего зависимость национального производства от поставок из-за рубежа и чистого экспорта, зависящего от реального валютного курса.

В конечном итоге, весь созданный продукт делится на потребление и сбережение, а сбережение служит источником инвестиций. Поэтому, в самом общем виде:

C + S = C + I, или I = S.

В открытой экономике с участием государства сбережение включают: частные (Sp), государственные (Sg), сбережения остального мира (Sr), то есть,

S = Sp + S g + Sr

Частные сбережения равны сумме доходов (V), трансфертов (TR), процентов по государственному долгу (Rg) за вычетом налогов (Т) и потребления (С):

Sp = V + TR + R g – T – C

Сбережения государства, если они положительны, то есть если налоговые поступления превышают государственные расходы: составляют бюджетный излишек и - бюджетный дефицит, если они отрицательны:

Sg = T – TR – Rg – G

Сбережения внешнего мира равны доходу, который иностранцы получают за счет нашего импорта (Im) минус затраты на наш экспорт (Ех):

Sr = Im – Ex, или Sr = - Nx

Для экономики в целом выполняется равенство сбережений и инвестиций, но не для каждого сектора экономики (частного, государственного и внешнего). Внутренние инвестиции могут расти за счет притока иностранного капитала. Национальные сбережения могут использоваться для покрытия бюджетного дефицита или утекать за границу.

Еще одно макроэкономическое тождество – тождество утечек и инъекций. Утечки – часть национального дохода, не используемая населением для покупки произведенной в стране продукции. Инъекции – потоки денежных средств, направленных на приобретение национального продукта внутри страны и не связанные с потребительскими расходами населения на его покупку:

сбережения + чистые налоги[6] + расходы на импорт ≡ капиталовложения + правительственные закупки + доходы от экспорта. Или:

S + Tn + Im ≡ I + G + Ex

Результаты национального производства выражаются не только в экономических, но и социальных показателях. ВВП характеризует, прежде всего, поток общественного продукта. Но в то же время он не может дать представление о качестве и условиях жизни населения. Он не учитывает, например, влияние производства на окружающую среду, здоровье людей, их социальное самочувствие (удовлетворенность работой, условиями труда и отдыха, системой социального обеспечения и т.д.), негативные последствия урбанизации, доступность образования, медицинского и санаторно-курортного лечения, характер использования свободного времени и другие социальные результаты развития экономики.

В связи с этим делаются попытки создать обобщающий показатель благосостояния народа. Заметим, что именно благосостояние людей – есть конечная цель любого производства. Еще у древних римлян одним из главных девизов был такой: «Благо народа – высшая цель». Благосостояние населения является приоритетным направлением общественного развития и критерием социального прогресса.

В 1972 году американские профессора У. Нордхауз и Дж.Тобин предложили показатель чистого экономического благосостояния (NEW). При его исчислении учитывается стоимость нерыночной деятельности, производство общественных благ, оценка досуга, негативное влияние отрицательных факторов экономического роста.

По мнению экспертов ООН, на практике пока еще не найдены рациональные способы исчисления ЧЭБ. Отсутствуют единые методики оценки целого ряда слагаемых экономического благосостояния (развития социальной инфраструктуры, производства благ коллективного потребления, легальной, но не облагаемой налогом деятельности, традиционного способа создания и потребления благ в рамках семейных хозяйств (труда по воспитанию детей, благоустройству жилья, домашнее консервирование овощей и т.д.). Пока нет единого мнения среди экономистов относительно методологического единства всех частных показателей, отражающих благосостояние, и однозначной оценки уровня и динамики их в разные периоды и в разных странах.

Потребности людей, как нам известно, подразделяются на физиологические (материальные), интеллектуальные (духовные) и социальные. Степень удовлетворения физиологических потребностей отражает понятие уровня жизни, степень удовлетворения всех потребностей – качество жизни. В этом смысле, качество жизни и экономическое благосостояние являются очень близкими терминами и часто используются как синонимы.

Одним из обобщающих показателей, характеризующих уровень жизни, является ВВП на душу населения, выраженный в валюте одной из стран, либо в расчетных долларах, либо по паритету покупательной способности валют. В 1999 году средневзвешенный мировой показа­тель подушевого дохода по паритету покупательной способности национальных валют составил около 5000 долл. США за год, в странах, входящих в еврозону (ЕВРО 12) – 23060 долл., в США – 33725 долл., в Японии – 24968 долл., в России – 6067 долл., в Турции – 5966 долл. За период с 1999 по 2002 годы индекс физического объема ВВП на душу населения в России по отношению к США возрос с 18 до 21 процента в сопоставимой валюте.

Россия обладает конкурентными преимуществами, такими как наличие мощного природноресурсного, научного и интеллектуального потенциалов, по которому она превосходит все страны «большой семерки» вместе взятые, а в расчете на душу населения – более, чем десятикратно. Реализация этого и других преимуществ позволит России ускорить повышение уровня жизни населения.

Основными индикаторами уровня жизни в России в настоящее время являются рост реальных денежных доходов, рост заработной платы, увеличение размера прожиточного минимума, сокращение численности населения, живущей за чертой бедности. С 2004 года реализуется программа снижения за три года показателя бедности в 2 раза. При этом стратегической целью остается обеспечение удвоения ВВП по общему объему и в расчете на одного человека к 2010 году.

При использовании показателя ВВП на душу населения предполагается, что страны, имеющие более высокое значение данного показателя, чем другие, обладают соответственно наибольшим уровнем чистого экономического благосостояния. Для более же точных оценок ЧЭБ нужна система социальных показателей, характеризующих уровень и качество жизни.

Система показателей качества жизни, разработанная ООН в 1978 году (последний вариант, действующий по настоящее время) включает 12 основных групп показателей: рождаемость и смертность; санитарно-гигиенические условия жизни; потребление продовольственных товаров; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека и др.

Наиболее приближены к данной системе ООН организация учета социальных показателей результатов национального производства в США и в странах западной Европы. Здесь дополнительно введены показатели по мониторингу за изменениями окружающей среды, накоплению домохозяйствами имущества и ценностей, правовой защите граждан и национальной обороне.

В России социальная сфера и жизненный уровень населения отслеживаются Министерством экономического развития и торговли, государственной службой статистики в рамках разработанной Правительством РФ еще в 1993 году системы показателей для оценки хода экономических реформ. Основное внимание здесь уделяется таким показателям как индекс стоимости жизни, номинальный и реальный доходы и денежные сбережения населения, потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.

Значительный интерес представляют разработки индексов благосостояния, которые по своей сути представляют интегральные (обобщающие) показатели из множества частных показателей благосостояния населения. На сегодняшний день существует большое многообразие методов их расчета. Наиболее распространенным является следующий методический подход: индекс определяется как средневзвешенная величина из частных показателей, используемых в оценках уровня и качества жизни и факторов, влияющих на благосостояние населения. Показателям дается экспертная оценка их долевой значимости (весомости) в решении социально-экономических проблем. При этом «вес» показателя устанавливается в дробных долях, а общая сумма весов по всем социально-экономическим показателям равняется единице. Сами показатели, точнее их значения также приводятся к единой размерности (единой шкале) с помощью относительных величин их динамики за рассматриваемый период времени.

Далее используется метод ранжирования (рейтинговой оценки) стран по каждому частному показателю социально-экономического прогресса. При этом все показатели подразделяются на две группы: показатели – стимулянты (например, продолжительность жизни, располагаемый доход, количество автомобилей на 100 семей и др.) и показатели – дестимулянты (например, число несчастных случаев на производстве, детская смертность, степень загрязнения окружающей среды и др.). По первой группе показателей места определяются соответственно их достигнутому значению: на первые места выйдут те страны, где их значение будет больше; по второй группе показателей порядок ранжирования стран будет обратным.

На основе полученных данных о рейтингах стран по отдельным частным показателям рассчитывается средний ранг страны - индекс благосостояния. В таблице 10.3 приведены индексы благосостояния развитых стран, опубликованные в Докладе программы ООН по развитию людских ресурсов.

Таблица 10.3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: