double arrow

Успех аргументации

Четкая и полная аргументация еще недостаточна для эффективного принятия решений, но дает больше шансов на это.

В самом общем смысле успех аргументации определяется тем, принимает ли реципиент данные положения, видит ли он ситуацию так же как и вы, делает ли он из нее аналогичные выводы. Однако зачастую возникает проблема частичного отторжения этих положений.

Говоря об эффективности аргументации, надо учитывать соразмерность той степени принятия тезиса, которую желал достичь аргументатор, и той степени ее принятия, которая реально достигнута. Успех аргументации зависит: во-первых, от расположенности реципиента к ее восприятию; во-вторых, как указывал X. Перельман, «всякая аргументация должна быть адресована аудитории, должна основываться на взглядах, принимаемых аудиторией»; в-третьих, успех аргументации определяется ее внутренним принятием.

Перечисленные факторы – необходимые предпосылки для достижения эффективной аргументации.

Логика (от греч. logike) – наука о мышлении, учение о законах, формах и средствах рассуждений. Основная цель логических исследований – анализ правильности рассуждения, формулировка законов и принципов, соблюдение которых – необходимое условие получения истинных заключений в процессе вывода. При исследовании систем управления изучается логическая структура исследуемых систем, их компонентов, устанавливаются логические связи между этими компонентами.

Основополагающими законами являются: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

Согласно закону тождества предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, т.е. А есть А (А=А).

В соответствии с этим законом в ходе сообщения все понятия и суждения должны носить однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность.

На первый взгляд, это требование представляется предельно простым: надо лишь проявлять минимальную строгость, не смешивая различные понятия, отграничивая их друг от друга с достаточной степенью четкости. Однако по ряду причин эта простота является обманчивой. В частности, хорошо известно, что одинаковые внешне конструкции могут иметь разное содержание и, наоборот, одна и та же мысль может быть выражена по-разному.

Отождествление различных понятий – одна из наиболее распространенных логических ошибок при исследовании. Требование непротиворечивости мышления выражает закон противоречия. Согласно этому закону не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых утверждает что-то, а другое отрицает это «что-то»: «Неверно, что А и не А одновременно истинны».

В основе закона противоречия лежит качественная определенность вещей и явлений, относительная устойчивость их свойств. Отражая эту сторону действительности, закон противоречия требует, чтобы в процессе исследования не допускались противоречивые утверждения.

Если, например, предмет А имеет определенное свойство, то в суждениях об этом предмете мы обязаны утверждать это свойство, а не отрицать его и не приписывать данному предмету то, чего у него нет.

Закон противоречия имеет большое значение для научного исследования. Его использование помогает обнаруживать и устранять противоречия в объяснениях факторов и явлений, вырабатывать критическое отношение ко всякого рода неточностям и непоследовательности в сообщении информации.

Однако закон противоречия не действует, если мы что-либо утверждаем и то же самое отрицаем относительно одного и того же предмета, но рассматриваемого: 1) в разное время и 2) в разном отношении применительно к другим предметам.

В исследовании нельзя игнорировать и требование закона исключенного третьего, согласно которому из двух противоречащих другдругу суждений одно из них ложно, а другое истинно: «А есть либо В,либо не В».

Такой закон не действует на противоположные суждения, т.е. на такие суждения, каждое из которых не просто отрицает другое, а сообщает дополнительную информацию.

Важность закона исключенного третьего для проведения исследований состоит в том, что он требует соблюдения последовательности в изложении фактов и не допускает противоречий. Такой закон формулирует важное требование к исследователю: нельзя уклоняться от признания истинным одного из двух противоречащих друг другу суждений и искать нечто третье. Если одно из суждений признано истинным, то другое необходимо признать ложным, а не искать третье, несуществующее суждение.

Закон достаточного основания формулируется следующим образом: всякая истинная мысль имеет достаточное основание.

Достаточным основанием какой_либо мысли, может быть, любая другая мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность данной мысли.

Необходимость достаточных оснований, а не просто оснований, связана с тем, что под одно и то же утверждение можно подвести бесконечно много оснований. Однако из них только некоторые могут рассматриваться как достаточные, если данное утверждение истинно. И ни одно не будет достаточным, если данное утверждение ложно.

Таким образом, закон достаточного основания требует, чтобы любое суждение, используемое при исследовании, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обосновано. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо или убеждаем в чем-либо, мы всегда должны доказывать наши суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие, обосновывающие истинность выдвигаемых положений; этот закон помогает выделить истинность высказываний, фиксируя внимание на высказываниях, отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу. При анализе практических ситуаций не всегда поведение людей выглядит логичным и обоснованным, но это не означает, что оно не мотивировано, просто мы не знаем этих мотивов. Очень часто за всем этим лежат какие-то проблемы, которые еще не выявлены. В процессе анализа ситуации проблему можно поставить и сформулировать различными способами:

· констатация объекта исследований в терминах, в его названии или специфике (персонал управления, мотивация производительной деятельности и пр.) – однако такая постановка проблемы не всегда способствует концентрации внимания на противоречии, отражающем ее особенность и суть;

· посредством вопроса, что способствует более точному представлению о содержании проблемы, потому что вопрос – это форма мышления, ориентированная на получение конкретного ответа в виде суждения. Любое суждение можно рассматривать как полученный ответ на некоторый вопрос.

Любой вопрос выполняет две функции: коммуникативную и исследовательскую. Вопрос же в исследовательской деятельности является и средством информационного поиска.

Можно сказать, что существуют исследовательские вопросы. Они то и являются приемами постановки проблемы.

Необходимо знать логическую структуру исследовательского вопроса. В каждом вопросе можно выделить две части: вопросительное слово или частицу («какое», «что», «почему» и др.) и ту часть, которая характеризует область исследования и должна войти в предполагаемый ответ. Примеры исследовательских вопросов и их конструкций:

· Как система управления влияет на потребности и условия развития фирмы?

· Почему фирма теряет позиции в конкурентной борьбе?

· Где найти дополнительные ресурсы для завершения проекта?

· Как разработать стратегию?

Существуют категориальные вопросы, в которых вопросительные слова указывают направление исследования и область исследовательской деятельности, и пропозициональные вопросы, в которых основная часть сохраняется неизменной и которые требуют лишь ее подтверждения или опровержения. В этих вопросах как бы заложен ответ в виде готового суждения, которое в процессе исследования надо либо подтвердить, либо опровергнуть.

Согласно принципу корректной постановки исследовательского вопроса основная часть вопроса должна опираться на истинные, бесспорные предпосылки.

Причины появления некорректных вопросов различны. Это и стереотипы мышления, и поверхностное отношение к формулированию проблемы, и недобросовестное отношение к исследованию, и др. Формулировки вопросов в значительной мере определяются: содержанием, формой записи ситуации, психологическими установками и даже личными пристрастиями того, кто пишет ситуацию. Если вопросы не связаны с проявлениями проблем, затрагивают какие-либо второстепенные аспекты деятельности организации, то это в дальнейшем может привести к ложному направлению исследования, принятию следствий за причины, неправильным выводам и неэффективным решениям. Рассмотрим методы классификации и типологии.

Классификация это разделение явлений, а следовательно, и понятий, характеризующих их, на определенные классы, позволяющее увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое и посредством этого вникнуть в их сущность.

Существует два вида классификации: деление общего и разделение целого. Деление общего предполагает деление некоторой совокупности явлений, имеющих некоторые общие черты и в то же время различия. Их общность можно отразить в критерии, их различие – в группах принадлежности, например, половая характеристика человека характеризует общность, а половые различия определяют группу принадлежности. Так, воздействие – это сознательное влияние на человека, преследующее определенную цель. Все разнообразие воздействий можно разделить на воздействия сильные и слабые, постоянные (прессинг) и периодичные, прямые и косвенные и пр. Выделение каждой из этих групп имеет вполне определенный критерий.

Главный признак разделения целого заключается в том, что здесь критерием классификации является часть целого.

Как бы детально ни производилась классификация, она всегда отражает содержание некоторого явления, предстающего в виде целого. Например, воздействие состоит из целеполагания, определения ситуации, поиска проблемы, разработки и реализации решения.

И это содержание присуще любому воздействию, характеризующему управление. Здесь критерии классификации ограничены не просто некоторой общностью явлений, а целостностью самого явления, в рамках которого и проводится классификация. В представленном нами примере критерием выделения этапов процесса управления является качественная определенность действий, из которых складывается процесс управляющего воздействия. Эта качественная определенность включает в себя методы работы, переключение внимания (выделение главного), закономерную последовательность (исходные и заключительные действия), рамки целого (сущность явления).

Существуют следующие принципы корректной и эффективной классификации, без учета которых исследовательская работа не может быть успешной:

1. Принцип единства критерия для выделения групп одного порядка: нельзя производить классификацию, меняя критерий в рамках одной классификационной процедуры. Например, нельзя утверждать, что существуют математические и экономические методы управления, потому что первые выделяются по способу моделирования, а вторые – по объективным интересам человека. Экономическиеинтересы имеет каждый человек, но вряд ли кто-нибудь будет утверждать, что каждый человек имеет математические интересы, определяющие его трудовую активность.

2. Принцип соразмерности деления явлений и понятий: сумма объемов понятий или количества явлений должна равняться объему делимого понятия или содержанию исследуемого явления. Примером несоблюдения этого принципа может быть утверждение: «Менеджеры по характеру образования делятся на две группы – имеющие техническое и экономическое образование». Это деление не является исчерпывающим: некоторые менеджеры имеют и другие виды образования – гуманитарное, естественно-научное и др. Анализ образованности менеджера не может быть успешным, если он построен на неисчерпывающей классификации.

3. Принцип альтернативности или взаимоисключения выделяемых групп: каждая группа понятий или явлений должна относиться толькок одному видовому понятию. Выделенные явления или понятия не должны относиться одновременно к двум классификационным группам.

Если выделяются группы социально-психологических и экономических методов управления, то в последующем делении тех и других не может быть методов одновременно и социально-психологических, и экономических. Это не отрицает связи тех и других, зависимости и их комбинационного использования в практике управления.

4. Принцип многоступенчатости классификации, отражающий возможность делать последовательно ступенчатую классификацию.

Она помогает конкретизировать свойства явлений, детализировать его основные черты и особенности. В этом случае возникает разветвленная классификационная схема, дерево целей, проблем, ситуаций, свойств и т.д.

Следует помнить, что при этом всегда существует предел классификационного деления. Оно может осуществляться только в рамках единой сущности явления. Дальнейшее деление может привести к изменению сущности.

Таким пределом в исследовании социально-экономических систем является человек как социальное существо, в области биологии – клетка, физиологии – орган, техники – деталь, классической физики – тело и т.д.

5. Принцип полноты классификации для каждой ее ступени: нельзя делить только часть объекта на виды, а другую часть на подвиды или группы следующей ступени классификации. Например, было бы ошибкой разделить персонал управления на женщин, мужчин среднего и мужчин пожилого возраста. В исследовании существуют содержательные и искусственные классификации. Первые – строятся по критериям, отражающим сущностные и содержательные признаки явлений. Конечно, они зависят от уровня знаний исследователя, конкретных целей и условий его проведения. Вторые – построены на несущественных признаках, но могут быть очень полезны при проведении каких-либо организационных мероприятий – например, разделение мебели по цвету и т.д.

Часто объекты классификации имеют два или несколько равноценных признаков, критериев, совместное действие которых определяет разнообразие свойств и отличительных признаков явлений. В этом случае строится комбинативная классификация. Она представляет собой многомерную матрицу. Пример – матрица стилей управления, построенная на сопоставлении в деятельности менеджера признаков его отношения к человеку и производству, оценки преобладания одного признака над другим.

Разновидностями классификации являются декомпозиция и стратификация.

Декомпозиция – это особый вид классификации, не допускающий произвольного критерия и предназначенный для установления взаимосвязанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности.

Стратификация – это определение слоев (страт) в многослойном явлении, т. е. зависимостей особого вида. В исследовании ситуаций такими стратами могут быть внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т.д.

Успех использования классификации в исследовании определяется следующими правилами.

1. Правило адекватности. Классификация считается соразмерной, когда сумма членов деления равна делимому множеству. Каждый предмет, принадлежащий делимому множеству, должен войти в один из образованных классов. Нарушение этого правила дает неполное деление и, следовательно, искажает представление о предмете исследования.

2. Правило внеположенности (объемной раздельности) членов деления. Полученные в результате деления классы должны быть представлены внеположенными понятиями, т. е. не должно быть ни одного объекта делимого множества, который одновременно принадлежал бы нескольким членам деления. Ошибки возникают вследствие смешения различных оснований, критериев деления в одной классификационной операции.

3. На протяжении определенной классификационной операции нельзя изменять основание деления, его критерий. Подмена критерия в рамках одной и той же классификационной процедуры недопустима, также как и расплывчатость критерия.

4. Основания деления, или критерии, могут быть не только простыми, но и сложными, включающими в себя одновременно несколько параметров исследуемого объекта.

Иногда тот или иной признак существует у многих объектов, но у каждого варьируется в разной степени или формах.

В исследовании управления большое значение имеет метод комбинативной классификации.

При проведении классификации нередко объекты классификации могут иметь несколько равносущественных признаков, которые могут быть основанием классификации. В этом случае можно совместить две иерархические классификации посредством построения матрицы. Это будет уже комбинаторная классификация.

Такой вид классификации часто используется в исследовании управления, и он может быть весьма полезным, потому что позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, в различных ракурсах, найти комплексное решение.

Деление по видоизмененному признаку называется дихотомией.

Простейший вариант дихотомии, часто используемой в практике исследований, – это рассечение надвое: формальное и неформальное управление, дифференциация и интеграция управления и пр.

Особый вариант классификации – типология, т. е. группировка объектов на основе их подобия некоторому образцу, который именуется типом, эталоном или идеальным образцом.

В отличие от классификации, типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют ни одному из выделенных типов.

Типология более универсальна, чем классификация. Она является первоначальной операцией любых систематизаций.

Важную роль в исследовании играют и приемы обобщения. На первый взгляд, они кажутся простыми, но в действительности требуют глубокого понимания исследуемых явлений. Иногда они связаны с возникновением и введением в практику новых понятий.

Обобщение это логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них.

Каждое обобщение должно иметь основание, т. е. свойство или совокупность свойств, позволяющих сгруппировать явления и обозначить эту группу каким-либо понятием. Например, понятие «человеческий капитал», совсем недавно возникшее в науке и практике управления, обобщает свойства человеческих ресурсов, кадров, персонала, личностных характеристик работников, как способность гарантировать экономический успех фирме, повышать прибыль, стабилизировать функционирование, ускорять развитие. Управленческая ситуация также является обобщением всех обстоятельств, каждое из которых имеет самостоятельное значение, но объединенные вместе образуют общность в пространстве и во времени. К формально-логическим методам исследования относятся также индукция и дедукция.

Термин «индукция» используется в трех значениях:

· индуктивная форма умозаключения: от знания об отдельных предметах – к знанию о всех предметах данного класса;

· индуктивная форма изложения: от описания единичных фактов – к общему знанию;

· индуктивный метод исследования: от исследования единичных признаков, единичных предметов – к нахождению общих существенных признаков, знанию обо всем классе предметов.

Существуют три индуктивные формы умозаключения: полная индукция, популярная индукция, научная индукция.

Полная индукция это форма умозаключения, при которой класс предмета, связей, явлений, процессов количественно ограничен и поддается исчерпывающему исследованию (информация охватывает класс полностью: вещи, явления, предметы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: