Вечерний процесс очищения имеет основной целью удаление, накопленных за день впечатлений. Старые и более глубокие впечатления представляют наиболее плотные скопления; это уже больше не просто впечатления, они трансформировались в тяжесть, что требует вмешательства Мастера и наставников.
« Материалы семинара по Сахадж Марг», Ворауф, 1985 г ., 44
Это ведет ко второму этапу работы Мастера: им является очищение абхьяси с тем, чтобы он быстро прогрессировал, поддерживая этот прогресс. Что же очищается? Мастер отвечает обычно, что вся система должна быть очищена. Это включает сердце и высшие точки одну за другой. Наиболее важная работа производится в сердце и в районе сердца, где находится наибольшее скопление самскар, спрятанных в виде непрозрачностей. Понятно, что поверхностные впечатления легко убираются. Легко стереть с грифельной доски, вымыть ее. Но совсем другое дело, когда речь идет о пластинке в семьдесят восемь оборотов, например, на которой впечатления записаны довольно глубоко, образуя постоянные бороздки. Когда мы вовлекаемся в наши действия, существует опасность сформировать более глубокие впечатления. Накопленные впечатления создают в нас самскарический груз прошлого. Это должно быть вычищено Мастером, благодаря использованию Его собственной духовной силы. По мере того, как происходит процесс очищения, абхьяси чувствует настоящую легкость во время своего сидения.
П. Раджагопалачари «Мой Мастер», с. 142 (франц. вариант)
В Сахадж Марг, если и случается, что Гуру позволяет происходить в какой-то степени bhog самскар, так только потому, что это необходимо для нашего обучения, основная часть самскар устраняется процессом очищения. Это похоже на то, как очищается грифельная дощечка ребенка. Она чиста, и можно начинать снова.
Мой Мастер часто повторял, что в одном сидении (sitting) с передачей, и благодаря процессу очищения, устранялись самскары многих жизней. Вы можете себе представить! Вот уже тридцать лет как я сам стал одним из учеников пути (marg), а жизнь продолжается. Иногда я с ужасом констатирую огромность самскарического груза, который я принес в это существование, чтобы в течение всего этого времени очищение продолжалось.
П. Раджагопалачари «Принципы Сахадж Марг», т. 10, с. 199
В Сахадж Марг эта работа Мастера выполняется через наставников. И неустанно Мастер напоминает им о первостепенной необходимости очищения в их работе. Вот что, например, говорит об этом Бабуджи:
«Изменение может наступить только после очищения ума от прошлых впечатлений. Абхьяси может таким образом видеть, как он постепенно освобождается от своего прошлого. На самом деле это наше единственное рабство. Наши прошлые впечатления создают в нас тенденции, которые мы считаем трудными для изменения. Когда впечатления стерты, можно легко изменить тенденции, и во многих случаях это происходит автоматически. Кроме того, мысль и действие становятся тогда правильными и естественными, поэтому не достаточно только передавать. Очищение – очень важно. Без этого абхьяси может прогрессировать, но опасность падения всегда присутствует, т. к. впечатления прошлого могут привести его к регрессу. Для того чтобы прогресс был постоянным, очищение системы является очень важным. Поэтому я прошу наших наставников обратить особое внимание на этот вид работы. Это очень важный аспект. Но это требует большой работы, особенно на низших стадиях. Вот почему иногда наблюдается тенденция пренебрегать этим, но это не означает оказать услугу абхьяси. Мы здесь для того, чтобы ему служить, и, если очищением пренебрегают, мы в действительности не служим ему по-настоящему. Я не перестаю повторять это еще и еще раз нашим наставникам».
П. Раджагопалачари «Мой Мастер», с. 145
Мастер рекомендует брать, по крайней мере, одно индивидуальное сидение (sitting) в две недели. Но, конечно же, сотрудничество необходимо.
Во время одной из очередных бесед я спросил Мастера о том, сколько времени необходимо продолжать очищение. Он засмеялся и сказал: «Это зависит от тебя. Если есть сотрудничество, тогда работать легко. Скажем, я продолжаю очищать, а абхьяси продолжают прибавлять все больше и больше огрублений, в таком случае, что я могу поделать? Итак, как ты видишь, абхьяси тоже должен сотрудничать. Он должен изменить свою жизнь таким образом, чтобы это помогало его прогрессу. Убрать наработки прошлого является компетенцией Мастера. В любом случае, абхьяси должен следить за тем, чтобы не добавлять огрублений своими мыслями и действиями. Такая бдительность необходима».
П. Раджагопалачари «Мой Мастер», с. 146






