Цель: определить уровень самооценки учащегося.
Инструкция: во-первых,прочтите внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое из них от 20 до 1 балла. Оценку 20 поставьте в графе N бланка слева от того качества, которое, по вашему мнению, является самым желательным, полезным, значимым; оценку 1 – слева от качества, которое менее всех желательно, полезно, значимо; оценки от 2 до 19 расположите в соответствии с вашим отношением ко всем основным качествам. Помните, ни одна оценка не должна повторяться.
Когда выполните первое задание, загните левую часть бланка с оценками таким образом, чтобы они не были видны.
Во – вторых, в графе N справа отметьте оценкой 20 качество, которое, как вы считаете, присуще вам в наибольшей степени; оценкой 19 – качество, присущее вам несколько меньше, и т.д.; наконец, оценкой 1 – качество, характерное для вас в наименьшей степени. Помните, что оценки не должны повторяться.
Бланк для самооценки
N | Качество | N | d | D |
Уступчивость | ||||
Смелость | ||||
Вспыльчивость | ||||
Настойчивость | ||||
Нервозность | ||||
Терпеливость | ||||
Увлекаемость | ||||
Пассивность | ||||
Холодность | ||||
Энтузиазм | ||||
Осторожность | ||||
Капризность | ||||
Медлительность | ||||
Нерешительность | ||||
Энергичность | ||||
Жизнерадостность | ||||
Мнительность | ||||
Упрямство | ||||
Беспечность | ||||
Застенчивость |
Ход проведения: учащийся получает бланк для самооценки личности и выполняет задание соответственно инструкции.
Обработка данных
1. Отогните левую часть бланка.
2. Начиная с верхней строки, из оценки, стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа; результат запишите в графе d; возведите его в квадрат и второй результат запишите в графе D.
3. Сложите все значения в графе D и запишите внизу полученную сумму.
4. Умножьте эту сумму на 0,00075.
5. Из 1 вычтите полученное произведение.
Формула для вычисления коэффициента корреляции: r = 1 – 0,00075*ΣD.
Коэффициент корреляции от –1 до 0,3 свидетельствует о заниженной самооценке.
Если же коэффициент корреляции находится в интервале от 0,3 до 0,85, то это свидетельствует об адекватной самооценке.
Значения коэффициента корреляции, превышающие 0,85, могут свидетельствовать о завышенной самооценке, о некритичном отношении к себе.
Литература
1 Альманах психологических тестов. – М.: «КСП». –1996. – 400 с.
2 Немов, Р.С. Психология: в 3 т. / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС. – Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 1995 – 512 с.
3 Практические занятия по психологии: Пособие для институтов физической культуры./ Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова – М.:Физкультура и спорт. – 1989. – 160 с.
4 Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 110 с.
5 Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
6 Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс». – 1996. – 736с.
7 Фридман, Л.М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М.: Просвещение. – 1988. – 207 с.