Основные группы психологических факторов, влияющих на безопасность труда

Анализ нарушений правил безопасной работы свидетельствует о том, что в их основе лежат различные индивидуально- психологические и физиологические особенности человека, которые в различных ситуациях по-разному сочетаются друг с другом. Предварительно в общем виде рассмотрим основные группы индивидуальных качеств, влияющих на безопасность труда.

Индивидуальные особенности. Первую группу индивидуальных особенностей, играющих важную роль в соблюдении правил охраны труда, составляют личностные качества.

Они характеризуют нравственное лицо человека и степень его социальной полезности. К ним прежде всего относятся мотивы (внутренние побуждения) взгляды, ценностные представления, интересы, склонности, потребности.

Применительно к проблемам безопасной работы особое значение приобретает осознание работником необходимости строгого соблюдения правил охраны труда, наличие установки на недопустимость нарушений этих правил. Осознание серьезных последствий, к которым приводят нарушения правил охраны труда.

К личностным качествам относятся и черты, выражающие отношение к деятельности, окружающим людям, к себе, к вещам. Показано, что нарушение правил охраны труда, обусловлено такими качествами, как безответственность, халатность, лень, беспечность, неряшливость, пассивность, что обычно характеризует характер человека.

Личностные качества характеризуются устойчивостью. Они связаны с привычными способами поведения. Свойства личности формируются под вли­янием социальных условий.

Вторую группу устойчивых индивидуальных особенностей человека, существенно влияющих на его трудовую деятельность, составляют свойства темперамента.

Темперамент-совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону психики и поведения.

В отличие от свойств личности они имеют биологическую основу. Свойства темперамента обусловлены особенностями работы, мозга: силой процессов возбуждения и торможения, их подвижностью и уравновешенностью.

К свойствам темперамента относятся подвижность, медлительность, быстрота и легкость переключений, импульсивность, уровень работоспособности, активности, эмоциональная возбудимость, зависимость поведения и реакций преимущественно от внешних воздействий или внутренних факторов (мыслей, образов, переживаний). Различные сочетания этих свойств характеризуют типы темперамента. Различают следующие четыре типа темперамента.

Сангвиник- человек с высокой эмоциональной возбудимостью: его легко заинтересовать, увлечь новым делом. Он подвижен, отличается высоким темпом реакций, легко переключается с одной работы на другую, имеет повышенную активность, быстро отзывается на внешние воздействия. Тип нервной системы - уравновешенный (уравновешенность -характеризует соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга).

Холерик-человек с повышенной эмоциональной возбудимостью, проявляющейся в неуравновешенности поведения. Он подвижен, склонен к импульсивным действиям, характеризуется высокой энергичностью. Тип нервной системы - неуравновешенный.

Флегматик-человек мало эмоциональный, спокойный, медлительный, испытывает затруднения при переключении на новое задание, энергичный. В его поведении и реакциях преобладает зависимость, от внутренних факторов. Тип нервной системы - инертный.

Меланхолик-человек, характеризующийся тревожностью, легкой

ранимостью, низкой активностью, замедленным темпом реакций. Его поведение и -реакции в значительной мере обусловлены внутренними факторами. Он теряется и опускает руки, когда встречается с трудностями и препятствиями. Тип нервной системы - слабый. (Сила-способность нервной системы выдерживать сильные раздражители.)

Установлено, что ряд особенностей темперамента (повышенная эмоциональная возбудимость, сильно выраженная тревожность, импульсивность) имеют отношение к безопасности труда. В связи с этим в условиях аварийной ситуации менее надежными оказываются представители меланхолического и холерического типов темперамента. При оценке влияния темперамента на безопасность труда необходимо учитывать и то обстоятельство, что от него зависит быстрота оценки аварийной ситуации и принятия решения о выборе правильных действий в ней.

Третья группа индивидуальных особенностей человека, влияющих на безопасность труда, характеризует его опыт. В качестве элементов опыта

выступают знания, умения, навыки и привычки. Известно, что в число психологических предпосылок несоблюдения правил и инструкций по охране труда, приводящего к несчастным случаям, входят незнание этих правил и отсутствие прочных навыков безопасной работы. Уровень обученности и тренированности - один из факторов надежности работы человека.

Четвертая группа индивидуальных различий работников связана с особенностями их внимания и познавательной деятельности (мышления, памяти, воображения, работы органов чувств).

Внимание характеризуется направленностью и сосредоточенностью сознания, поэтому оно является необходимым условием успешного выполнения любой деятельности. Успех деятельности зависит от степени: развития различных свойств внимания: концентрации (степени сосредоточения), объема (характеризующегося числом объектов, которые одновременно может удерживать человек в поле своего внимания), устойчивости (длительности сосредоточения внимания на объекте), распределения (умения одновременно выполнять разные действия), переключения (быстроте перехода от одного действия к другому или от одного объекта к другому).

Низкие качества концентрации, распределения, устойчивости и переключения внимания выступают как предпосылки для возникновения несчастных случаев.

Важнейшим условием безопасности работы является внимательность - способность человека направлять свое внимание в нужном направлении и обеспечивать его активный уровень.

Что касается влияния познавательных возможностей человека на безопасность, труда, то в числе причин возникновения несчастных случаев отмечаются несоответствия интеллектуального уровня работника классу решаемых задач и недостатки в сенсорной организации человека, т. е. в работе его органов чувств. При этом особое значение приобретает уровень развития практического мышления работников. Надежность работы человека зависит и от особенностей его двигательной сферы (психомоторики): скорости и точности движений, их координации, согласованности с процессами восприятия. Так, в числе причин несчастных случаев отмечаются нарушения в координации движений и согласованности между сенсорными и моторными процессами.

Рассмотренные особенности выступают в единстве и характеризуют индивидуальность человека, как целостное уникальное образование, в котором взаимодействуют свойства, относящиеся к различным иерархическим уровням.

Индивидуальными свойствами различных уровней являются социально-психологические свойства (социальные роли, статус в группе и коллективе), свойства личности, элементы опыта, свойства темперамента, психические процессы, свойства организма (в частности, свойства нервной системы).

Состояния. Наряду с перечисленными индивидуальными характеристиками работников существенную роль в безопасности труда играют их состояния: состояние тревоги, напряженности, утомления и т. д. Разумеется, эти состояния обусловлены устойчивыми индивидуальными особенностями человека, в частности, они зависят от его темперамента. Ho они зависят и от других факторов: от условий труда, его организации, характера взаимоотношений в коллективе. Они зависят и от особенностей здоровья человека.

Можно выделить три группы состояний, характерных для рабочего в
трудовой деятельности.

Первые состояния могут быть длительными и относительно устойчивыми на протяжении продолжительного периода и характеризовать общее, характерное для работника отношение к деятельности: заинтересованность трудом, удовлетворенность избранной профессией и т. п.

В процессе работы проявляются вторые - временные, ситуативные состояния. Они являются эпизодическими и вызваны различными ситуациями деятельности (неполадки в работе оборудования, разговор с руководителем в резкой форме и т.д. и т. п.).

Третью группу составляют состояния, возникающие периодически в процессе трудовой деятельности. Так, в начале рабочего дня для человека характерно состояние врабатывания, вхождения в ритм производственной деятельности. Постепенно она перерастает в повышенную работоспособность. Через определённое время наступает понижение работоспособности, утомление.

Социально-психологические факторы. Необходимо выделить еще одну группу психологических условий, влияющих на безопасность труда. Речь идет о социально-психологических факторах, прежде всего о межличностных отношениях, психологическом климата в трудовом коллективе. Обстановка в коллективе, вызывая определенные состояния, проявляется в безопасности труда. Климат существенно зависит от стиля работы руководителя. Межличностные отношения необходимо рассматривать в единстве с индивидуальными особенностями работников. С одной стороны, положение работника в системе межличностных отношений (его авторитет, признание или наоборот) является его существенной индивидуальной характеристикой. С другой стороны, от различных индивидуальных особенностей отдельных членов коллектива зависит общая обстановка, психологический климат в коллективе.

Влияние внешних факторов. Наконец, существуют ряд внешних факторов влияющих на уровень
защищенности. Действие их на психику человека непосредственно не
ощущается и не осознается человеком. К ним относятся такие как влияние фаз
Луны, активности Солнца, погодных условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: