Характер. Отличительные признаки свойств характера

Характер—это индивидуальность личности. Свойства характера — это такие индивидуальные своеобразные свойства личности, которые проявляются лишь в определенных типичных ситуациях в зависимости от социально-типичных, отношений личности, с одной стороны, и от свойств индивидуума, с другой. Из этого определения вытекает, что свойства характера следует отличать от таких индивидуальных психических свойств, которые проявляются независимо от специфического содержания социально-типичных отношений личности и от какой-либо типической ситуации. К этим последним относятся свойства темперамента и индивидуальные качественные особенности психических процессов. Их мы будем в дальнейшем называть свойствами индивидуума.

Яснее всего это различие обнаруживается, когда мы сравниваем в одной и той же или в различных ситуациях проявления испытуемых, свойства нервной системы которых нами установлены в физиологических испытаниях (Л.И. Ильцин, 1958).

Так, ситуации общения при положительном отношении к общению испытуемые с подвижностью и с инертностью нервных процессов проявляют различные качественные особенности. «Подвижные» быстро устанавливают социальный контакт, а «инертные» — медленно. У «подвижных» отношения общения изменчивы и непостоянны, а у «инертных» устойчивы и посто­янны, у «подвижных» эмоциональная реакция на проявления общающегося человека возникает быстро, а у «инертных» — медленно. «Подвижные» по своей инициативе начинают и активно направляют процесс общения. «Инертные», наоборот, играют пассивную роль в возникновении и в регуляции общения.

Л. Д. Василенко (1967) установила такого рода связь индивидуальных особенностей общения со свойствами нервной си­стемы на основе опросника.

Поскольку эти различные индивидуальные особенности проявляются лишь в ситуации общения и при положительном отно­шении к общению, их следует понимать как свойства характера. Но каждое из этих свойств характера основано на таких свойствах темперамента, которые проявляются независимо от какой-либо специфической ситуации и отношения к ней. Например, скорость или медленность установления социального контакта обусловлена экстраверсией или интроверсней. Изменчи­вость или устойчивость в отношении общения обусловлена ригидностью. Скорость или замедленность эмоциональной реакции на проявления общающегося человека обусловлена степенью эмоциональной возбудимости.

Но экстраверсия-интроверсия, ригидность, эмоциональная

возбудимость проявляются в самых различных ситуациях, при различном отношении. По данным наших исследований, они обусловлены свойствами общего типа нервной системы и поэтому их следует понимать как свойства темперамента.

Свойства характера обусловлены не только свойствами темперамента, но и другими качествами отдельных психических процессов. Это обнаруживается в следующих фактах. Сопостав­ляются данные опросника на авторитарность-покорность (так называемая шкала) с испытанием особенностей восприятия. Обнаруживается, что более авторитарные предпочитают более шаблонные графические формы более искаженным (Rosenberg and Zimet, 1957). При предъявлении рисунков, которые могут быть восприняты двояким образом, они обнаруживают нетерпимость к неопределенности рисунка и быстро останавливаются на одном его значении. В данном случае авторитарность обус­ловлена также и особенностями познавательной деятельности. Но и здесь следует иметь в виду, что сами по себе взятые эти особенности познавательной сферы могут проявляться и самых различных ситуациях и потому не определяют авторитарности, как свойства характера.

Лишь в определенной социальной ситуации и лишь при опре­деленном отношении к этой ситуации эти особенности познава­тельной деятельности обусловливают такие свойства, как авто­ритарность или покорность. Поэтому шкала, примененная без учета отношения к определенной ситуации, не дала надежного различия авторитарности и покорности.

Так как свойство характера обусловлено ситуацией и социально-типичным отношением к ней, то диагноз свойств характера всегда должен быть соотнесен с этими условиями. Один и тот же человек в различных ситуациях и при различном отноше­нии проявляет разные свойства характера. Так, например, А. В. Кучменко (1967) регистрировала проявления несдержанности в разных ситуациях и при различных мотивах у учеников-подростков и старшеклассников с уравновешенностью нервных процессов по силе. При этом обнаружилось, что неуравновешенные в контрольной работе проявили меньшую сдержанность, а в тренировочной - большую, в интересной двигательной деятельности - меньшую сдержанность, а в умственной деятель­ности - большую. Наоборот, уравновешенные обнаружили в тех же ситуациях обратные изменения степени сдержанности.

Руководствуясь теми же критериями, следует отличать свойства характера от психических состояний. Так же, как и свойства характера, психические состояния проявляются у разных людей в зависимости от свойств темперамента. Но в отличие от свойств характера, психические состояния не зависят от устойчивого и постоянного отношения к ситуации. Это различие луч­ше всего обнаруживается, если мы сравним тревожность как психическое состояние и тревожность как свойство характера.

Тревожность проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональном возбуждении, депрессивных эмоциональных реакциях, состоянии напряжения и т. п.

Как психическое состояние тревожность проявляется в любой трудной и напряженной ситуации. В исследованиях нашей лаборатории показатели тревожности коррелируют со слабостью нервных процессов относительно возбуждения(В. В. Белоус, 1967; Л. Д. Василенко, 1967). Следовательно, она присуща людям меланхолического темперамента.

Вместе с тем, существует такая тревожность, которая проявляется не в любой трудной и напряженной ситуация, а в ситуации, создающей угрозу для социальной оценки личности и обусловленная отношением к этой ситуации. Так, в исследованиях И.С.Уткиной установлено, что контрольная работа в школе по сравнению с тренировочной работой у учеников слабого тина с активными положительными мотивами учения вызывает характерные для тревожности проявления нервно-психического напряжения (повышенную отвлекаемость внимания). Между тем у учеников слабого типа с мало активными учебными моти­вами контрольная работа по сравнению с тренировочной не вызывает нервно-психического напряжения и, следовательно, не является угрожающей.

Благодаря такой двоякой обусловленности отношения личности, с одной стороны, и свойствами темперамента, с другой, такую тревожность в ситуации угрозы для репутации следует понимать как свойство характера.

Из сказанного вытекает, что свойство характера отличается от психического состояния отнюдь не только большей устойчивостью и постоянством (Н. Д. Левитов, 1964). Оно отличается, прежде всего, обусловленностью устойчивым отношением лич­ности. Поэтому нельзя рассматривать психические состояния как переходную онтогенетическую ступень к свойствам характера. Психическое состояние не может само собой, по мере того как оно становится все более привычным, устойчивым и постоянным, превратиться в свойство характера. Необходимое усло­вие возникновения свойства характера — формирование устойчивого отношения личности.

Свойство характера следует отличать от ситуативного типа поведения (см. В. Н. Мясищев, 1960). Так же, как и свойство характера, ситуативный тип поведения характеризует индивидуальное своеобразие поведения в определенной ситуации. Ситуативный тип поведения также, как свойство характера и в отличие от психического состояния, обусловлен отношением к данной конкретной ситуации. Отличие свойства характера в том, что он обусловлен не любым, а лишь социально типичным отношением.

В качестве одной из иллюстраций ситуативного типа поведения можно указать на индивидуальные различия в выражении фрустрации. Под фрустрацией понимают состояние человека или животного при таком неудовлетворении каких-либо активных мотивов, которое превосходит порог его терпимости. В таком состоянии одни люди стремятся «сорвать зло» на ком-либо, даже если он не является подлинным виновником неудовлетворения. Другие склонны винить во всем происшедшем самих себя и проявляют депрессивные реакции. Третьи стараются понизить значение неприятности или стараются не замечать ее (см. Резенцвейг, 1934).

Эти индивидуальные различия проявляются лишь в ситуации

неудовлетворения и при достаточно активном отношении к этой ситуации. Однако такое состояние неудовлетворения может возникнуть при самых различных мотивах и отношениях личности. Это может быть неудовлетворение учебных, игровых трудовых мотивов или даже органических влечений. Поэтому в отношении к ситуации фрустрации нет чего-либо социально типичного. Более того, такие ситуации и соответствующие реакции на них присущи не только человеку, но и животным. Поэтому индивидуальные различия реакций фрустрации определя­ют ситуативный тип поведения, а не свойство характера.

Однако, если эти индивидуальные особенности фрустрации проявляются в трудовой ситуации при отрицательной оценке труда человека и не проявляются при материальных лишениях, то они уже определяют не ситуативный тип поведения, а свойство характера.

Отсюда опять-таки вытекает, что ситуативный тип поведения нельзя рассматривать как переходную ступень к свойству характера. Для того чтобы возникло свойство характера, недостаточно, чтобы ситуативный тип поведения стал более прочным и устойчивым. Необходимо, чтобы он стал обусловленным социально типичным отношением личности.

Из существенных отличительных признаков свойств характера вытекают требования, необходимые для определения каждого свойства и его словесного обозначения.

Как справедливо отметил Allport, индивидуальное свойство личности не может быть точно обозначено словом, т. к. каждое слово обозначает нечто общее. Поэтому номинативное или опи­сательное обозначение свойства характера может иметь только чисто условный характер. Определение каждого отдельного свойства характера должно раскрывать общую закономерность его структуры.

Для того чтобы ее раскрыть, необходимо и достаточно обозначить следующее: 1) те ситуации, в которых проявляется данное свойство характера; 2) те социально типичные отношения, которые его определяют; 3) те типичные свойства индивидуума, которые лежат в его основе. Все эти условия, определяющие структуру свойств характера — это общие типические условия и потому они могут быть обозначены соответствующими общими понятиями — словами.

В качестве примеров таких обозначений свойств характера можно было бы привести такие: «общительность в узком кругу близких и хорошо знакомых людей, проявляемая по типу флегматического темперамента» или «дисциплинированность на уроке, проявленная по типу холерического темперамента», или «не­терпимость к пониженной оценке труда, проявляемая во фрустрированных реакциях депрессивного типа».

Такое обозначение свойств характера лишено тех пороков, которыми страдают обозначения свойств, принятые в настоящее время в общей психологии. Они отражают не социальную оценку свойства, а его сущность. Они имеют характер не условного мерила по сравнению с другими испытуемыми той же выборки, а отражают общую закономерность его структуры для любой выборки. Обозначая лишь общую закономерность данного свойства, такие определения по отношению к каждому отдельному человеку могут быть раскрыты в бесконечном количестве описаний.

Вместе с тем, такое определение каждого свойства характера необходимо и достаточно для того, чтобы предсказать условия, в которых оно проявится у данного человека, и указать, при помощи каких внешних воздействий можно вызвать его проявления. Таким образом, оно удовлетворяет всем необходимым требованиям научно-теоретического познания и практического применения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: