Формирование характера

Среди свойств индивидуума, в зависимости от которых формируются свойства характера, существенную роль, как мы видели, играет тип темперамента, имеющий наследственное происхождение. Отсюда, естественно, возникает вопрос о том, какова вообще роль наследственности в формировании характера. В биологизаторских концепциях личности, например у Кречмера или Шелдона, в которых вообще отсутствует строгое различение темперамента и характера, наследственному, конституциональному фактору, естественно, приписывается решающая роль и в формировании свойств характера.

Наиболее надежный путь для разрешения вопроса о роли наследственности в формировании характера - это сравнение их развития у гомозиготных и гетерозиготных близнецов при прочих равных условиях. В силу физиологических причин наследственные свойства гомозиготных близнецов одинаковы. Одинаковость же условий воспитания элеминируется благодаря сравнению с гетерозиготными близнецами, у которых условия воспитания в такой же степени сходны, как и у гомозиготных, но наследственные свойства различны.

Или же мы сравниваем гомозиготных близнецов, воспитывавшихся в различных семьях с различным культурным и материальным уровнем (например, у Готшальдта). При таком сравнении обнаруживается резкое различие в происхождении свойств темперамента и свойств характера. Так, например, у Готшальдта (1954) по таким свойствам темперамента, как аффективность или витальное напряжение влечений между гомозиготными близнецами, воспитывающимися в разных семьях, существует полное сходство или очень легкие различия. У Айзенка (1959) при сравнении однояйцевых близнецов по симптомокомплексу экстраверсии-интроверсии, характеризующему темперамент, кор­реляция равна 0,85. Между тем при сравнении таких свойств характера, как способ и характер разрешения жизненных проблем или содержание интересов у гомозиготных близнецов, воспитывавшихся в разных семьях, Готшальдт находит в большинстве случаев заметные количественные и сильные или очень сильные качественные различия.

Таким образом, мы вправе утверждать, что свойства характера не предопределяются наследственными задатками. Роль наследственных задатков проявляется лишь в том, как мы ви­дели выше, что обусловленный наследственностью тип темперамента благоприятствует или противодействует формированию определенных свойств характера. Но необходимое и определяю­щее условие их возникновения - соответствующие внешние социальные условия и условия воспитания. Вместе с тем, свойства характера не представляют собой пассивного отражения условий развития и воспитания. Это хорошо обнаруживается в исследовании Зазо и Готшальдта. Зазо, наблюдая гомозиготных близнецов в младенческом и дошкольном возрасте в совместных играх и занятиях, обнаружил между ними резкие различия в отношениях властвования — подчинения, активности, инициативности и пассивности. Такие же данные о различиях в свойствах характера нашел и Готшальдт при изучении гомозиготных близ­нецов в родной семье.

Эти факты представляются парадоксальными. Так как наследственность в таких случаях совершенно тождественная, а условия воспитания, если не тождественны, то чрезвычайно сходны, то каково же происхождение этих различий, иногда очень резких, в свойствах характера. Готшальдт объясняет это обостренным у близнецов стремлением не походить друг на дру­га и искать индивидуальных способов самовыражения. Такое стремление в особенности выражено в подростковом возрасте в период усиления самосознания. В этом объяснении свойства характера определяются не внешними социальными условиями и условиями воспитания, а имманентной тенденцией личности к индивидуализации.

С материалистической точки зрения такое объяснение неприемлемо. Кроме того, с этой точки зрения едва ли можно объяснить различия в свойствах характера у гомозиготных близнецов в младенческом и младшем дошкольном возрасте, когда стремление к подражанию и конформизм выражены в наибольшей степени.

Зазо объясняет эти различия неодинаковым отношением к близнецам в семье, в зависимости от того, что один из близнецов рождается несколько раньше другого или отличается какими-либо физическими качествами. Такое объяснение тоже кажется мало правдоподобным, т. к. различие максимум в несколько часов во времени рождения едва ли может быть основанием для столь значительного различия в отношении родителей, что оно определило различия в характере. Различное отношение к близнецам, по-видимому, следует понимать не как причину различий в характере гомозиготных близнецов, а как их следствие, и если такое различное отношение возникает, то отнюдь не в младенческом и не в младшем дошкольном возрасте, а значительно позднее.

Какова же подлинная причина различий в свойствах характера у гомозиготных близнецов при тождественных или очень сходных условиях воспитания?

Можно предположить следующее объяснение. В силу бесконечного многообразия случайностей, действия и поступки каждого близнеца но отношению друг к другу не могут быть одинаковы. Случайная ситуация может вызвать необходимость, чтобы один из них помог другому или чтобы один начал раньше какое-либо действие, чем другой, или проявил большую энергию. Если такое случайное действие или поступок сопровождались каким-либо интенсивным эмоциональным состоянием и создали установку, то они становятся источником изменений характера.

По отношению к гомозиготным близнецам такое объяснение, естественно, имеет совершенно гипотетический характер. Однако по отношению к развитию характера у взрослого человека доминирующая роль активных действий и поступков в его формировании подтверждается экспериментальными фактами.

Так, в нашем исследовании клиническим методом изучались изменения характера, происходившие в результате острого психологического конфликта — инвалидности, отрицательной оценки или недооценки трудовой деятельности и т. п.

При совершенно одинаковых внешних причинах психологического конфликта, в результате его у разных людей наблюдались изменения характера в совершенно противоположном направлении. Так, например, среди ослепших в результате ранения на фронте одни озлоблялись, замыкались, опускались на более низкий моральный уровень. Другие, наоборот, становились общительнее, отзывчивее, изменялись и расширялись интеллектуальные интересы, повышался уровень активности. Такие же различия в изменении характера наблюдались в психологических конфликтах, возникших вследствие отрицательной социальной оценки или недооценки труда. Эти различия в изменениях характера были связаны с исходом психологического конфликта, т. е. теми действиями и поступками, при помощи которых человек разрешал конфликтную ситуацию. Так, например, в конфликтах ослепших направление изменений характера зависело от того, решался ли больной на переход на полную инвалидность или решался приобрести новую профессию, доступную для слепого. Первый поступок приводил к отчужденности от людей, обособленности, озлобленности. Второй — к расширению профессиональных и трудовых интересов, к активизации деятельности, проявлениям инициативности и расширению межличностных связей и отношений.

Разумеется, поступок человека в критических обстоятельствах прежде всего зависит от всего предшествующего развития личности и условии воспитания. Однако даже при наиболее благоприятных условиях развития и воспитания, в зависимости от бесконечного многообразия сочетаний внешних и внутренних условий, один и тот же человек может решиться на очень различные поступки.

В том же направлении идут факты, изложенные нами при рассмотрении условий формирования личности в обществе и коллективе. Мы тогда обнаружили, что формирование личности определяется не только внешними условиями, но опосредованно целым рядом субъективных факторов, как осознание и рациональное обоснование социальной оценки, соотношение общественного значения и личностного смысла деятельности, самосознание и самооценка личности. Лишь благодаря этим опосредующим субъективным факторам реактивные изменения в отношениях личности, возникшие в ответ на социальные воздействия, превращаются в активные, устойчивые и постоянные свойства личности. Но все эти субъективные факторы формирования личности и есть те условия, которые определяют активный характер деятельности человека, его действия и поступки.

Таким образом, и эта группа фактов подтверждает, что свойства характера, как и свойства личности в целом, не представляют собой пассивный слепок внешних социальных условий жизни и воспитания. Они формируются в активной деятельности человека, в зависимости от его действий и поступков. В процессе такой активной деятельности, вместе с тем, формируются и те автоматизмы поведения - привычки и установки, благодаря которым свойства характера приобретают большую определенность, активность, устойчивость и постоянство.

Особо важное значение в формировании характера имеют действия и поступки в конфликтных ситуациях, в зависимости от которых находится исход и разрешение психологического конфликта. Как показывает исследование таких конфликтов, изменения характера в таких случаях в особенности глубоки и устойчивы.

Но критические обстоятельства повторяются в течение всей жизни человека. Мы теряем своих близких или подвергаемся несправедливым обидам, или попадаем в сложную трудовую ситуацию. В каждом таком случае, в зависимости от того, на какой поступок решится человек, зависит, как сложится его характер и дальнейшая жизнь. Мы сами создаем свой характер своими поступками на протяжении всей своей жизни.

(Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968. С. 126—133, 148—152).




double arrow
Сейчас читают про: