Обработка результатов. Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов.

1. Физическая агрессия: ответы “да” в вопросах 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; ответы “нет” в вопросах 9, 17, 41.

2. косвенная агрессия: ответы “да” в вопросах 2,10,18, 42, 34, 56, 63; ответы “нет” в вопросах 26,49.

3. Раздражение: ответы “да” в вопросах 3,19, 27, 43, 50, 57, 64,72; ответы “нет” в вопросах 11, 35, 69.

4.Негативизм: ответы “да” в вопросах 4,12, 20,28; ответы “нет” в вопросе 36.

5 Обода: “да” 5,13, 21, 29, 37,51, 58;“нет”

6. Подозрительность: “да” 6,14,22, 30, 38, 45,52,59,“нет"-65,70.

7. Вербальная агрессия: “да” 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; “нет" 39,66, 74, 75.

8 Чувство вины: “да”8, 16, 24, 32,40, 47, 54,67,61.

Суммирование индексов

1, 2, 7 дает общий индекс агрессивности (ИА),

1, 3, 7- показывает уровень агрессивной мотивации

6 и 5- индекс враждебности (ИВ).

Можно также получить представление о конструктивной или деструктивной направленности агрессивности, сложив «ИА» и «ИВ».

Вопросы для самопроверки:

Назовите основные теории, объясняющих природу агрессивности.

Что является наиболее характерным для “Теории влечений”

Как З.Фрейд объяснял возникновение и дальнейшее становление агрессивности

Что характерно для взглядов К.Лоренца на происхождение агрессивности

Какие два вида агрессия выделял Э.Фромм.

Что является наиболее характерным для фрустрационной теории, как в ней рассматриваются такие понятия как агрессия, фрустрация, торможение, замещение, катарсис

Какие три типа причин вызывают фрустрацию

Чем отличается внутренний конфликт от внешнего

Раскройте основные положения Теории социального научения (бихевиоральная модель)

Какие виды подкрепления чаще всего используются в воспитании

Что такое социализация агрессивности

Что на нее влияет

Как происходит формирование агрессивных тенденций,

Назовите Ситуативные предпосылки агрессивности

Перечислите основные методы диагностики агрессивности

Какие виды направленности реакций поведение ребенка в критических ситуациях Вы знаете

Список рекомендуемой литературы:

Белухин Л. Психотерапия педагогической деятельности. М.,1992.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.М.,1988

Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии.М.Лросвещение.1986.

Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.-М.,1991.

Гримак Л. Резервы человеческой психики. М., 1989

Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвеще­ние.1969.

Князева М. Ключ к самосозиданию. М., 1990

Кон И. В поисках себя. М.,1984

Коррекционные и развивающие игры для младших школьников.Перемена.1993.

Краткий психологический словарь. / Сост. Л.А.Карпенко. - М., 1985

Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994

Лоренц К. Агрессия. - М.,1994

Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх./Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.,1990.

Липидевский С.С., Азбукина В.Д. Лекции по психопатологии детского возраста. М.: Просвещение. 1969.

Петровский В.А., Виноградова А.М и др. Учимся общаться с ребенком. - М., 1993

Психология воспитания. / Под ред. В.А.Петровского. М.,1995.

Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В.Дубровиной. - М.,1991.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994

Ротенберг В.С. Две стороны одного мозга и творчество / Интуиция, логика, творчество. - М., 1987

Ротенберг В.С. Мозг, обучение, здоровье М.,1989

Рудестам К. Групповая психотерапия.-М.,1990.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекци­онные программы. М. 1995.

Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. М., 1991

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.,1994.

Фурманов И.А. Детская агрессивность. - Минск,1996.

ЧистяковаМ.И. Психогимнастика. М., Просвещение. 1990.

Приложение

КЛИНИКА И ДИНАМИКА ДЕТСКОГО ВАРИАНТА «ФЕНОМЕНА ЧИКАТИЛО» Ковалев А. И„ Бухановский А. О., Савченко Е. А. Ростов-на-Дону (Россия) // “Серийные убийства” и социальная агрессия. Материалы 2-й международной научной конференции. Ростов н/Дону 1998 г.

Обследовано четыре пациента в возрасте от 9 до 15 лет с детским вариантом «феномена Чикатило».

Основным проявлением «феномена Чикатило» (Бухановский А. О. с соавт., 1994) является обсессивно-компульсивный сексуальный садизм — извращенная и изощренная жесто­кость к сексуальному партнеру.

Проведенный структурно-динамический анализ выявил ряд закономерностей его формирования. У всех пациентов с детства обнаруживались призна­ки резидуально-органического поражения головного мозга, мини­мальная мозговая дисфункция (ММД). Это обстоятельство во всех наблюдениях имело свойство церебральной предиспозиции к воз­никновению «феномена Чикатило» и являлось одним из главных ус­ловий его появления и развития. ММД сопровождалась синдромом гипервозбудимости в младенческом возрасте, который позже транс­формировался в гиперкинетические расстройства.

Все дети воспитывались в структурно или функционально не­полных семьях. Доминирующая роль в их воспитании принадлежала матери. Отец был подчиненно-угнетенным и приниженным, фак­тически отстраненным от воспитания ребенка. Воспитание носило характер патологического и отличалось противоречивостью: с одной стороны гиперпротекция, назидательность, жесткость, с другой — явное или скрытое эмоциональное отвержение. В трех наблюдениях оно дополнялось жестокостью в обращении с ребенком.

Характерными чертами этих детей являлись: нарушение ком­муникации со сверстниками, трудности в установлении неформаль­ного общения, боязнь маскулинного поведения, избегание свойствен­ных мальчикам агрессивных проявлений (игр, драк и т. п.), боязнь сверстников, отсутствие навыков самозащиты, самообороны, нефор­мальных языка и времяпрепровождения.

В свою очередь, эти черты подмечались сверстниками и слу­жили основанием для детского жестокого отношения к пациентам: зачастую им давались унижающие клички, они регулярно подвергались насилию, даже в тех случаях, когда были явно сильнее своих противников, что вызывало у них ожесточенность. Нарастающие при­знаки детской дезадаптации компенсировались фантазиями, в кото­рых они представляли себя суперменами, физически сильными и спо­собными к самозащите.

Крайней формой патологической компенсации становилось садистское поведение. Появившись по механизмам импринтинга, последнее весьма быстро принимало форму обсессивно-компульсивного расстройства. У одного ребенка импринтинговым стало ужасающе-экзальтирующее впечатление, пережитое им в возрасте пяти-шести лет, когда во время похорон он впервые близко увидел мерт­вого человека и вдруг начался пожар, вызвавший панику. В после­дующем у него возникла обсессивно-компульсивная некрофилия. У второго, наблюдавшегося нами по поводу обсессивно-компульсивного вампиризма, импринтингом в возрасте пяти лет стали петуши­ные бои, на которых царила атмосфера жестокости и агрессии, бес­нующаяся толпа жаждала крови, гибели животного. В одном случае в качестве импринтинга выступил видеоклип со сценами каннибализма. Пациент с обсессивно-компульсивной са­дистской некрофагией испытал необычное эмоциональное пережи­вание, описываемое как чувство экзальтации и ужаса, сопровождав­шееся выраженной вегетативной реакцией. Таким образом, в нашем исследовании импринтинг обнаружен в трех из четырех случаев.

Формирование обсессивно-компульсивного расстройства име­ло несколько этапов. Вначале появлялись произвольные нерегуляр­ные (от эпизодичных до систематических) представления, которые не имели психотропного добавочного эффекта. Они сопровождались только чувством пронзительного любопытства, необычности и но­визны переживаний в сочетании с острым ужасом. Затем представ­ления принимали характер навязчивых, становились способными изменять актуальное психическое состояние. На этом этапе их фабу­ла не изменялась, сохранялась импринтинговая. Со временем эпи­зодичность сменялась регулярностью, ситуационной привязанностью к конфликтам и психогенному дискомфорту. Выявлено, что для де­тей характерно отсутствие этапа борьбы мотивов и непонимание «чуж­дости» этих переживаний. На смену навязчивых представлений при­ходили навязчивые фантазии, фабула которых все более и более от­клонялась от импринтинговой. Ребенок сам становился автором, ре­жиссером и «киномехаником», вновь и вновь «прокручивая» в своем сознании во все более и более изощренные сцены насилия.

Далее — переход к действиям, от менее жестоких и отклоня­ющихся к более брутальным. Так, например, первые садистские ри­сунки, на которых изображен пенек, топор, кровь, обезглавленная курица (в последующем эта тема становится доминирующей), сме­нялись отрезанием или откусыванием голов и ног у игрушечных сол­датиков, выдергиванием перьев из крыльев цыплят, под благород­ным предлогом — «чтобы не перелетали через забор», что перерас­тало в реализованное зооцидное стремление к вампиризму (питье крови только что обезглавленных цыплят). Объектами садистского парафильного поведения вначале были мелкие животные. В после­дующем появлялись фантазии, в которых объектом насилия стано­вился человек (девочка, женщина). Борьба мотивов по-прежнему от­сутствовала, но сохранялось понимание временной недоступности этой формы действий в связи с малолетством и физической незрелостью.

Параллельно происходило оскудение интересов, пациенты те­ряли интерес к учебе, у них появлялись прогулы, ухудшалась успева­емость, они уходили из дома, бродяжничали либо замыкались в себе, уединялись, формально подчиняясь обстоятельствам. При этом про­исходила фиксация на парафильных переживаниях с формировани­ем агрессивно-криминального поведения.

С нашей точки зрения, ранняя диагностика и терапия детского варианта «феномена Чикатило» являются реальной формой первич­ной профилактики криминального поведения пациентов в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: