На этапе формулирования проблемы и изучения предметной области обычно пользуются научной литературой справочниками, сборниками научных трудов и другими источниками.
Вместе с тем исключительно продуктивным является использование Интернета в качестве справочного инструмента. Необходимо провести поиск источников по исследуемой проблеме в Интернете и получить материалы из этих источников.
Технология поиска несложная.
1) Необходимо дать краткую и точную формулировку проблемы, а также наименование предметной области, в которой проводится исследование. Например, если тема исследования «Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности строительной организации на примере…», то такими формулировками могут быть: «Технико-экономический анализ», «Анализ хозяйственной деятельности», «Анализ хозяйственной деятельности строительной организации».
2) С этими формулировками необходимо обратиться на поисковые серверы: www.rambler.ru, www.yandex.ru, www.google.ru или др. В заглавных страницах этих серверов содержится текстовое поле для ввода запроса, в которое следует ввести формулировки и щелкнуть по ссылке «Поиск» или «Искать». В отчет на запрос поисковый сервер возвращает список гиперссылок (указаний на адрес в Интернете) на те статьи, сайты, в которых содержатся материалы по заданной теме.
|
|
3) Обзор найденных ресурсов позволяет решить следующие задачи: уточнение предметной области, уточнение категорий, уточнение проблемы, нахождение наиболее современных методов решения проблемы, комплексное изучение проблемы, привлечение методик и сведений из других научных школ и направлений.
Другим способом сбора материалов является обзор отраслевых, специализированных ресурсов Интернета.
1) Следует сделать поиск специализированного отраслевого сервера. В соответствии с наименованием специальности сделать запрос с предполагаемым адресом: www.management.ru, www.marketing.ru, www.economy.ru и т.п. В действительности, далеко не на все запросы будет ответ. По мере освоения виртуальной предметной области неизбежно обнаружится, что «сайт корпоративного менеджмента» (один из негласных лидеров в области менеджмента) имеет адрес www.cfin.ru, а сайт, посвященный маркетингу, имеет адрес http://marketing.sbp.ru. Эти находки совершаются почти неизбежно, когда просматриваются гиперссылки по тематическому запросу.
2) Следует сделать поиск сервера ведущего вуза. Как правило, в изучении проблем одновременно принимает участие много вузов, но по мере приобретения профессионализма становится очевидным, что, к примеру, «Управление персоналом» следует изучать по учебникам (и соответственно Интернет-ресурсам) Института экономики и менеджмента Пензенского ГУАС или Нижегородского института менеджмента и бизнеса, в которых имеются известные научному сообществу и признанные школы: www.pgasa.penza.com или www.nimb.nnov.ru и др.
|
|
3) Дополнительно следует выяснить наличие сайта у организации, в которой проводится исследование (предприятия, на котором пройдена преддипломная практика и на материалах которого пишется выпускная квалификационная работа). Посещение этого сайта может наметить решение вопросов по видам продукции предприятия, контрагентам, технологическим достижениям, истории предприятия и т.п., что составляет обычный набор информации корпоративных сайтов.
4) В Интернете могут присутствовать также базы данных отраслевой направленности: по рыночным ценам на продукцию (строительную, нефтепереработки, продовольственного сырья и продукции) – в соответствии с темой выпускной квалификационной работы. Например, сайт Международной продовольственной организации – www.fao.com, Российской ассоциации маркетинга – www.stins.msk.ru, Агенства «Росбизнесконсалтинг» (обзор финансовых рынков) www.rbc.com, информационно-аналитической системы для исследования рынков – www.mega.ru/~kurs.
Необходимо ориентироваться и в этих возможностях. Для этого могут подойти справочные издания «Русскоязычные ресурсы Интернет», или «Ресурсы Интернет», или «Желтые страницы Интернет».
Самым распространенным решением является применение информационной системы «1С: Предприятие» для автоматизации деятельности отдельных подразделений («1С: Бухгалтерия» или «1С: Зарплата + Кадры» либо нескольких подразделений («1С: Торговля + Склад»). Кроме того, популярными являются также системы «Парус», «Инфо-Бухгалтер», БЭСТ и др.
Выяснить, применяет ли организация специализированные расчетные программы. Например, возможно применение «ИНЕК – аналитик» для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Для организации маркетинговой деятельности может применяться Plan Magic Marketing или другие подобные программы.
Для составления бизнес-проектов (бизнес-планов) может применяться Project Magic Holding. Для управления проектами в масштабах предприятия – Primavera Project Planner.
Для проектирования бизнес-процессов, информационной сети, баз данных, для реорганизации бизнес-процессов (в том числе при антикризисном управлении) может применяться ERWin или BPWin.
Узнать, использует ли организация комплексные информационные решения – корпоративные информационные системы.
Вполне вероятно, что в организациях полностью или частично решен вопрос о применении корпоративной информационной системы. Решение подразумевает наличие действующей информационной системы (полнофункциональной или отдельных модулей, контуров), а также ее абстрактно-логическое обеспечение: модель организации, формализованное описание бизнес-процесса, наличие стандартной платформы, регламентирующей бизнес-процесс, и др.
К числу таких корпоративных информационных систем относятся «Галактика», «Парус», «Альфа», «Тектон», «Никос Софт 2000» и пр.
5) Обнаруженные решения должны быть концептуально оформлены, осмыслены и описаны в пояснительной записке.
Повторный возврат к этим решениям желателен на этапе выработки рекомендаций, предусмотренных регламентом выполнения выпускной квалификационной работы. Так, если указанные решения не нашли еще применения на предприятии, то для обеспечения успешного менеджмента с учетом современных информационных технологий желательно выработать соответствующие рекомендации по внедрению информационных технологий и систем и предложить примерный перечень функций таких систем, а также оценку документооборота (документопотоков).
Кроме того, в организации может быть частично решена задача информатизации на основе системы (множества) автоматизированных рабочих мест (АРМ). АРМ, как правило, внедряются для обеспечения деятельности руководителей соответствующего уровня (администрирование) или функциональных работников.
|
|
На этапе разработки проектных решений целесообразно применение объектно-ориентированных программных продуктов.
Для обработки массивов экспериментальных данных статистические и математические программы SPSS, MathCAD, STATISTIKA.
Для создания сложных графических объектов, инженерного проектирования схем, сооружений, узлов – система автоматизированного проектирования AutoCAD.
Для создания графических объектов (рисунков) – графические редакторы Corel Draw, Corel Photo Paint, Photo Shop.
Для анализа финансового состояния предприятия, финансово-хозяйственной, производственной деятельности – «ИНЕК-аналитик» или соответствующие модули в реально работающих корпоративных информационных системах – «Галактика», «Никос Софт 2000», «Альфа», «БОСС-корпорация», «БЭСТ» и др.
Кроме того, следует рассмотреть вопрос о применении или возможности применения на предприятии систем электронного документооборота (для поддержки принятия управленческих решений) – Дело 2000, Office Media, Optima Work Flow и др.
Отдельным пунктом следует рассмотреть вопрос о применении на предприятии решений в составе сетевого программного обеспечения: факс-сервер для централизованного обслуживания персонала услугами передачи факсов, Microsoft Exchange или аналогичных для передачи сообщений по электронной почте, Microsoft Outlook – для оперативного календарного планирования и синхронизации совместных работ.
Могут применяться также вспомогательные программы-переводчики Stilus, Promt и др. – для подготовки, использования и перевода текстов с (на) иностранного языка.
Применение этих программных продуктов на предприятии и при написании выпускной квалификационной работы следует описать в пояснительной записке.