Лектор – к.м.н., доцент Якупов Эдуард Закирзянович
Высшие мозговые функции. Симптомы их поражения и методика исследования.
Брока, Вернике и др. открыли участки коры, отвечающие за ту или иную функцию.
Локальный и антилокальный подходы к изучению функции коры головного мозга.
Бернштейн и Анохин – динамическое расположение функций в коре большого мозга.
Первичные и вторичные поля в коре, при разрушении которых появляются различные реакции. Мозг может устанавливать динамические взаимосвязи в зависимости от условий окружающей среды.
Интегративные уровни корковой деятельности.
- Первая сигнальная система (интеграция сигналов, поступающих из внешнего мира, формирование ответных действий с учетом состояния внешней и внутренней среды).
- Вторая сигнальная система (объединяет системы различных анализаторов, делает возможным осмысленное осознание окружающего и осознанное отношение к нему, связана с речью).
- Высший уровень интеграции. Формируется при социальном развитии и обучении – владение навыками и знаниями.
Высшие мозговые функции.
|
|
I. Речь;
II. гнозис;
III. праксис;
IV. память;
V. мышление;
VI. счет;
VII. чтение;
VIII. письмо.
I. Речь.
Импрессивная | Экспрессивная |
Понимание устной и письменной речи | Воспроизведение устной и письменной речи |
Этапы формирования речи | |
1. Первичное восприятие речевого сообщения | 1. Мотивация высказывается |
2. Декодирование сообщения (анализ буквенного или звукового состава) | 2. Стадия внутренней речи |
3. Понимание сообщения | 3. Речевое высказывание |
Расположение анализаторов | |
Височные доли правого и левого полушарий | Лобная доля левого полушария у правшей и правого полушария у левшей |
Афазия
1. Моторная (афазия Брока)
· Афферентная
· Эфферентная
2. Сенсорная (афазия Вернике)
3. Амнестическая
4. Семантическая
5. Тотальная
1. Поражение лобной доли слева (у правшей) – нарушается экспрессивная часть речи (невозможно составить из букв слово). Феномен речевого эмбола – повторение одного слова или слога.
2. Расстройство импрессивной части речи – не понимание обращенной речи (шум, иностранный язык). В большинстве случаев обратимо.
3. Речь сохраняется, но слова, фразы, понятия исчезают («не может подобрать слово»)
4. Идеаторно-семантическая афазия – невозможность создать виртуального образа речи, пациент не может создать абстрактный образ (брат отца – отец брата). Фразу трудно распознать.
5. Все виды речи нарушены.
II. Гнозис
- Зрительная агнозия («душевная слепота»)
· Апперцептивная (восприятие отдельных частей предмета, но не предмет в целом.)
· Ассоциативная (восприятие предмета в целом, но не узнавание его, предмет невозможно назвать.)
|
|
- Слуховая агнозия («душевная глухота»).
- Сенситивная агнозия
· Астереогноз.
· Аутопопагнозия – не распознавание, где лево, а где право.
· Метаморфопсия – удлинение или укорочение конечностей.
· Полимелия – много конечностей.
III. Праксис – целенаправленные осознанные действия.
Апраксия:
- Идеаторная – утрата плана и замысла сложных действий
- Конструктивная – нарушение конструкторских способностей (собрать из спичек треугольник или квадрат.)
- Моторная (апраксия выполнения) – нарушение действий по подражанию.
- Кинестетическая – произвольные движения возможны только при постоянном зрительном контроле.
IV. Чтение. Письмо. Счет.
Нарушение письма (но не почерка!), акалькулия.
Со временем наблюдается регресс симптоматики – другие части коры берут на себя потерянные функции.