Развитие и воспитание. Основные факторы формирования личности

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил ч-ка. Развитие личности осуществляется по следующим параметрам:- внешние и внутренние, социальные и природные, управляемые и неуправляемые. Можно выделить физическое, социальное, духовное развитие. Воспитание -это многогранный процесс постоянного духовного обновления и обогащения, это воздействие на личность общества в целом. В узком смысле воспитание – это целенаправленная деятельность призванная сформировать систему качеств, взглядов и убеждений. в-е – это целенаправленное формирование личности на основе формирования: 1) определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира.2) формирование мировоззрения 3) формирование поведения. Несколько видов воспитания:- Умственное – Нравственное – Физическое – Трудовое – Эстетическое. Основные факторы формирования личности. Важный фактор – деятельность. Всё то, что он делает. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности, формируется его отношение к окруж миру. Основные виды деят-ти детей и подростков-игра, учение, труд. По направленности выд-ся: познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремесленническая, гедоническая(направленная на получение удовольствия). Особый вид деят-ти-общение. Деят-ть м/б активной и пассивной. Активность в обучении позволяет школьнику быстрее осваивать соц опыт, развивает коммуникат способ-ти, формир-ет отношение к окр действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллект развитие. Трудовая активность стимулирует быстрое и успешное формирование духов и нравственного мира личности, определяет готовность много и успешно трудиться. Все проявления активности имеют один и тот же источник - потребности. Воспитание достигает цели, когда ему удаётся сформировать общественно активную, инициативную, творческую личность. Внешние условия — это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению.

Возрастные этапы в развитии личности школьника, их характеристика. Проблемы акселерации и социальной зрелости личности. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности в воспитании.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Возр особ наз-ся характерные для определ периода жизни анатомо-физиолог и психические качества. Психологическая периодизация: 1)пренатальный период 2)период новорожденности9до 6 недель жизни) 3)грудной(до 1 года) 4)ползунковый возраст(1-3года) 5)дошкольный(3-6) 7)школьный(6-11) 7)пубертатный(11-15) 8)Юношеский(15-20). Педагогическая периодизация: 1)младенчество91 год) 2)преддошкольный(1-3) 3)дошкольный(3-6) младший дошкольный(3-4), средний дошк(4-5), старший дошк(5-6) 4)младший школьный(6-10) 5)средний школьный(10-15) 6)старший школьный(15-18). Коменский был первым, кто настаивал на строгом учёте в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно кот обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Акселерация – это ускоренное физич и отчасти психич развитие в детском и подростковом возрасте. Возникает напряжение, приводящее к значит психолог перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. Проблемы: мебель, нравственные последствия(контакты половые). Причины аксел: темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и мед обслуживание, радиоактивное загрязнение среды. Учёт возрастных особенностей – один из основополагающих пед принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объёмы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возр особен обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обуславливают выбор форм и методов учебно-воспитаельной деят-ти. Индивидуальные особ-ти. Особенное в человеке наз индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным-индивидуальностью. К индив особ относ-ся своеобразие ощущений, мышления, памяти, хар-ра личности. Индивид подход как важный принцип пед-ки заключ-ся в управлении развитием человека, основанном на знании черт его личности и условий жизни.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего с мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Возраст от 11—12 до 15 лет — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5— 9-й классы), характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. В этом возрасте происходят бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11 лет, у мальчиков несколько позже, с 12—13 лет. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом — характерная особенность учеников среднего школьного возраста. Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста — его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Юношеский возраст — это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность — время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчивостью, память — логическим характером. Мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепенно приобретает теоретическую и критическую направленность.

5. Проблема целеполагания в педагогике. Эволюция цели воспитания.

Цель воспитания – это то, к чему стрем-ся воспитание. Целям подчиняется всё: содержание, организация, формы и методы воспитания. Цель выражает общую целеустремлённость воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и её компоненты. Цели В не явл-ся раз и навсегда заданными, они подвижны, изменчивы, имеют конкретно истор характер. Цель В выражает исторически назревшую потребность об-ва в подготовке подрастающего поколения к выполнению определённых общественных функций. При первобытнообщинном строе классового деления не было. Все дети получали один трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле. Цель В-вооружить человека опытом выживания. Школы лишь зарождались. При рабовладельческом строе В стало уже особой ф-ей гос-ва. Появились спец учреждения. Цель стан-ся дуалистической(целью В детей рабовладельца была подготовка их к роли господ, они д/б вести захватнические войны с целью порабощения других народов; восп детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний господ., детей приучали к смирению и покорности). При феодализме основные классы феодалы и крепостные. Для детей феодалов –рыцарское воспитание, для детей крестьян-трудовое. Первые наслаждаются искусствами и науками, овладевают рыцарскими добродетелями, вторые никаких учебных зав не посещают. Капиталистический строй –два класса буржуазия и пролетариат. Созд-ся сеть частных привилигированных уч заведений. Классовая дифференц и дуализм целей воспит сохр-ся. На смену раннему капитализму идёт развитый капитал строй(посткапиталистический). Более высокий уровень развития производственных и общественных отношений. Цель и хар-р В соответствуют уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации. Советский период. Зависимость целей В от способа производства сохр-ся. Цель – уровень развития производительных сил и типу производственных отношений, потребности развития об-ва. Высокий уровень производ и обществ отношений. Современная школа. Обеспечение каждому человеку всестороннее и гармоничное развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: