Полнота и структура информационных банков СПС

Под полнотой информационного банка СПС – понимается наличие в ИБ системы практически всех документов, необходимых в повседневной деятельности пользователя.

Критерии полноты ИБ СПС:

1. этот критерий связан с оценкой возможностей доступа компании-разработчика к источникам правовой информации. У компании должен быть пакет договоров об обмене информации с органами государственной власти и управления. Наличие этого пакета обеспечивает:

- гарантию получения полной и достоверной информации в текущий момент и в будущем

- гарантию достоверности информации

- возможность получения редких, частных документов

2. этот критерий связан с принципами разбиения всего массива правовой информации, имеющегося у разработчика СПС, на отдельные базы.

Отметим основные принципы в подходе к решению данной проблемы.

1. Формирование ИБ в соответствии с различными видами правовой информации. (информация делится на официальную правовую, неофициальную правовую и информацию индивидуально-правового характера).

2. Подразделение правовой информации по территориальному признаку. (при этом выделяют федеральные, региональные и местные правовые акты).

3. Разбиение правовой информации по тематическому признаку либо создание семейства универсальных баз, ориентированных на определенный круг потребителей.

Принципы построения информационных банков систем по федеральному законодательству.

1. наиболее распространен. Основан на формировании одного или нескольких ИБ универсального характера, содержащих правовые акты практически по всем отраслям законодательства и ориентированных на определенные группы потребителей. При этом те или иные отрасли представлены неодинаковым объемом правовых актов в различных системах (ИБ).

2. Применяется незначительным числом фирм-разработчиков СПС. Основан на формировании нескольких тематических ИБ. Каждая тематическая база содержит весь спектр документов.

Три недостатка:

- значительное дублирование информации в различных ИБ

- отсутствие ИБ, содержащего всю совокупность нормативных актов

- на формирование тематического ИБ в значительной мере влияют субъективные взгляды разработчика.

Проблема юридической обработки информации в СПС.

Юридическая обработка – это выявление взаимосвязей между документами и реализация, фиксирование выявленных связей с помощью определенных форм (ссылок, примечаний, справочных сведений), а также создание редакции документов при их изменении.

При отборе документа в ИБ специалист начинает юридическую обработку с определения его достоверности, актуальности и нормативности.

Затем следует этап подготовки документа к введению в ИБ, состоящий из элементов:

- классификации (рубрикации) документа, подбора ключевых слов

- выявлении взаимосвязанных документов

- формировании перекрестных ссылок между документами

- составлении примечаний, справочных сведений к документу

- подготовки новой редакции документа при издании изменений

Юридической обработке в той или иной степени свойственны объективность и субъективность.

Объективная юридическая обработка – это такая обработка документа, при которой результат исследования, анализа документа основывается на положениях самого документа, а также на устоявшихся, бесспорных научных положениях теории права, отраслей права.

Результат субъективной юридической обработки основывается на опыте и умозаключениях эксперта, проводящего исследование документа и использующего положения других документов, в которых исследуемый документ не упоминается, а также на спорных научных теориях.

Технологии передачи информации пользователю.

Можно выделить два этапа в процессе обновления правовых баз:

- актуализация эталонного банка правовой информации у компании-производителя

- передача новой информации потребителю.

На втором этапе возможны два различных способа обновления информации:

1. удаленный доступ. Эталонная база имеется полностью только на сервере компании-разработчика. На компьютере пользователя копия базы отсутствует, и для получения доступа к любому документу необходимо обращение на сервер компании через телекоммуникации.

2. Это тот, при котором вся информационная база со специальной оболочкой устанавливается на компьютер пользователя или на его локальную сеть, и вся свежая информация целиком загружается на эту базу.(удобнее).

Возможны два варианта обновления информации:

- полная переустановка базы со свежей информацией

- передача только свежей информации и введение ее в СПС пользователя (Например, ежедневное «кусочное пополнение» Консультант +).


Тема 9. Основы теории информационного поиска.

С проблемой поиска информации человечество сталкивалось постоянно. Библиотеки, архивы, телефонные справочники – все это информационные системы различного уровня и различной степени значимости.

Существует стратегия поиска. В некоторых ситуациях стратегия поиска указывается специальным образом. Так, информационный массив должен быть определенным образом упорядочен, что облегчает поиск. Сначала надо найти ту отрасль права, где может содержаться нормативный акт, а затем – сам акт или правовую норму.

Теория информационного поиска различает ассоциативный поиск и ассоциативное рассуждение. Решение неизвестной задачи так или иначе основывается на уже решенных. Способ решения должен быть близок к тому, который когда-то помог справиться с подобной задачей. Для этого надо обратиться к памяти и попробовать найти нечто похожее, ранее уже встречавшееся. Это и есть ассоциативный поиск.

Проблема информационного поиска существует во всех видах юридической деятельности. Особо острый характер она имеет в сфере нормативной правовой информации, особенность которой состоит в том, что она является официальной и документированной.

Методы компьютерного поиска правовой информации необходимо совершенствовать. Одна из возможностей данного направления – создание гипертекстовых баз данных. Гипертекст – это особая форма организации, представления текстового материала. Гипертекстовые технологии содержат правила перехода от одного текста к другому с использованием ЭВМ. Например, система ссылок на иные нормативные акты, содержащиеся в данном акте.

Информационно-поисковый язык. Правовой тезаурус.

Одной из важных задач правовой информатики является лингвистическое обеспечение правотворческого процесса. Право не существует вне языка.

Ст.2 Закона об информации относит к средствам обеспечения автоматизированных информационных систем также и лингвистические средства.

В системе лингвистических средств обеспечения АИПС первое место занимает информационно-поисковый язык (ИПЯ).

В широком смысле язык – это знаковая система, используемая для сбора, хранения, обработки и передачи информации.

ИПЯ – это формализованный искусственный язык, предназначенный для индексирования документов, информационных запросов и описания фактов с целью их последующего хранения и поиска.

ИПЯ по законодательству должен обеспечивать:

· Эффективную формализацию правовых норм и нормативных актов

· Высокую скорость поиска на компьютере информации

· Оптимальный перевод нормативного текста с юридического языка на язык, доступный ЭВМ

· Минимальный «шум», т.е. сведение к минимуму выдачу компьютером излишней информации

· Полноту информационного поиска, т.е. получение всей необходимой информации для решения конкретных задач правотворчества

Любая информация для того, чтобы быть переделанной, должна соответствующим образом кодироваться, т.е. переводиться на язык специальных символов или сигналов.

Теория информационного поиска различает следующие типы ИПЯ:

1. Языки предметного типа – это алфавитно-предметные указатели к сборникам и отдельным нормативным актам и широко распространенные алфавитно-предметные рубрикаторы.

При использовании этого языка основная тема документа выражается одним или несколькими типовыми словами – рубриками. Например, существуют предметно-алфавитные указатели к Конституции РФ, к ГК РФ.

2. Язык классификационного типа – представляет собой классификатор отраслей законодательства.

3. Язык дескрипторного типа – обладает большой «семантической силой», т.е. способен полностью передавать смысл нормативных актов, выразить комбинацией дескрипторов (ключевое слово – объединяющее группу ключевых слов) любое понятие, характеризуются высокой степенью отражения смысла документов, наличием ключевых слов.

Дескрипторные ИПЯ делятся на:

- языки, в которых не различаются логико-смысловые отношения между понятиями

- языки, которые содержат в своем составе логико-смысловые отношения.

- (особо) правовой тезаурус – это логико-семантическое собрание ключевых слов и дескрипторов, применяемых в качестве лингвистического обеспечения и использования АИПС правовой информации.

Задача – упорядочить и привести в систему лексические средства, используемые в правотворческом процессе.

В информатике тезаурус выполняет следующие функции:

- используется для организации информационного поиска (информационно-поисковый тезаурус)

- используется как лингвистическое средство в процессе решения правотворческих задач (полный словарь терминов, определения юридических понятий, комментарии, данные о количестве дескрипторов)

- используется как средство, измеряющее смысл сообщения (тезаурус пользователя – совокупность сведений, которыми располагает пользователь)

- выступает в качестве важнейшего средства поиска латентной информации

Существуют тезаурусы различных типов:

- общеправовой (102 тысячи слов и словосочетаний). Сейчас не применяется.

- Тезаурус, специализированный по отраслям права. (например, Eurovoc).

Подготовка правовой информации к машинной обработке:

метризация; кодирование; индексирование и рубрицирование.

В широком смысле под метризацией понимается описание определенной совокупностью числовых характеристик. В зависимости от того, что используется в качестве характеристик выделяют два типа метризации: а) подсчет; б) измерение.

При измерении и подсчете в качестве средства выражения используются натуральные числа. При измерении используются единицы меры.

Объектами измерения могут выступать любые предметы материального мира, обладающие любыми свойствами, которые могут быть измерены или характеризуются количественными данными.

Под метризацией правовой информации следует понимать такую процедуру ее обработки в результате которой субъект юридической деятельности получает количественные характеристики тех или иных параметров объекта познания.

Характеристики, полученные в результате измерения, могут выражаться как в абсолютных величинах, так и в относительных.

Кодирование правовой информации – это такая операция, при которой определенные данные заменяются сокращенными условными обозначениями (цифры, числа). Обратная операция называется декодированием.

Комбинацию символов называют кодом, а количество символов, входящих в кодовую операцию называют длина кода.

Для кодирования правовой информации используется несколько способов: точечный, контурный, точечно-зональный.

Одним из видов формализации правовой информации является индексирование – это процесс отбора из текста терминов (ключевых слов), которые, по мнению специалиста – юриста, отражают основное содержание темы. Далее такие термины преобразовывают в форму информационно-поискового языка.

Рубрицирование – это процедура присвоения определенной теме нормативного акта или запроса соответствующего индекса из рубрикатора, в котором за каждой темой закреплен свой индекс.


Тема 10. Консультант Плюс.

Общая характеристика систем Консультант плюс.

Семейство систем Консультант Плюс состоит из четырех блоков:

1) СПС по федеральному законодательству;

2) СПС по региональному законодательству;

3) СПС по международному праву;

4) Справочные системы поддержки принятия решений.

Системы по федеральному законодательству являются:

- универсальными;

- каждая из них предназначена для определенной категории пользователей;

- они построены по принципу вложенности, т.е. ИБ каждой последующей в списке системы входит в ИБ предыдущей.

1. Информационный правовой комплекс (ИПК) Консультант Плюс:

Эксперт. Он охватывает все законодательство России и состоит из двух взаимосвязанных частей: СПС «Консультант Плюс: Версия Проф и СПС Консультант Плюс: Эксперт Приложение. Комплекс предназначен для юристов, сотрудников органов государственной власти и управления, специалистов, занимающихся политическим и экономическим анализом. Он используется в крупных организациях, в банках, в органах власти и управления, в юридических, аудиторских и консалтинговых фирмах. При этом

а) ИБ СПС Консультант Плюс: Версия Проф включает все нормативные акты РФ, а также правовые акты официального разъяснения, ненормативные акты общего характера и правоприменительные акты по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, по вопросам общего значения и по финансово-экономическим вопросам отраслевого значения.

б) ИБ СПС Консультант Плюс: Эксперт Приложение содержит только ненормативные акты общего характера, правовые акты официального разъяснения по организационным и техническим вопросам отраслевого значения, узкоспециальные акты, а также правоприменительные акты (в том числе и акты персонального характера): например, Указы Президента РФ о назначении на должность, о награждении, документы о выделении бюджетных средств отдельным регионам и т.д. Рассматриваемая система не является самостоятельной и поставляется пользователю либо сразу в составе ИПК Консультант Плюс: Эксперт, либо в качестве дополнения к приобретенной ранее системе Консультант Плюс: Версия Проф.

2) СПС Консультант Плюс: Версия Проф самая популярная и распространенная СПС.

3) СПС Консультант Плюс: Российское Законодательство. Это универсальная экономическая правовая система. ИБ системы полностью входит ИБ системы Консультант Плюс: Версия Проф. Данная СПС содержит: все нормативные акты РФ общего значения, а также акты официального разъяснения, ненормативные акты общего характера и правоприменительные акты по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета и по вопросам общего значения.

Существенным отличием СПС Консультант Плюс: Российское Законодательство от СПС Консультант Плюс: Версия Проф является то, что по таким тематикам, как банковская деятельность, внешнеэкономическая деятельность, страховая деятельность, ценные бумаги, рассматриваемая система содержит только основные правовые акты.

4) СПС Консультант Плюс: Налоги Бухучет. ИБ системы содержит нормативные акты РФ по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета, а также акты официального разъяснения, ненормативные акты общего характера и правоприменительные акты по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. ИБ данной системы полностью входит в ИБ СПС Консультант Плюс: Российское Законодательство. Предназначена специально для бухгалтеров предприятий, ведущих учет по общему плану счетов бухгалтерского учета.

5) Кроме того, семейство систем Консультант Плюс содержит еще одну базу по федеральному законодательству, а именно, раздел Нормативные документы в справочной системе Консультант Бухгалтер. ИБ Нормативные документы системы Консультант Бухгалтер, с одной стороны, полностью включают ИБ СПС Консультант Плюс: Налоги Бухучет, а с другой стороны, сам практически полностью входит в ИБ СПС Консультант Плюс: Российское Законодательство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: