Понимая речь, мы не ждем, пока закончится очередное предложение: понимание параллельно развертыванию речи во времени. Это свойство понимания, конечно, приводит к экономии времени общения; но оно же усложняет восприятие чужой речи: иногда недоразумений можно было бы избежать, если в самом начале сказать то, что мы сказали в конце. Адекватное понимание связано с установлением истинных иерархических отношений между различными конкурирующими гипотезами о смысле речи.
В этой связи разумным будет правило второе:
Старайтесь выдвигать по возможности разумные и наименее экстравагантные гипотезы о том, что вам предстоит услышать. Это позволит с меньшей болезненностью отказаться от неоправдавшихся ожиданий.
Освоение сказанного
По тексту и по его отдельным предложениям мы выстраиваем некоторое подобие внутреннего мира человека. Этот мир, со своими законами и динамикой, нам не передается полностью завершенным и изготовленным из чужих стройматериалов: мы его воздвигаем, пользуясь своими внутренними ресурсами привычных образов, представлений. В выстраиваемый по чужой речи игрушечный мир – назовем его «модельным миром» – мы вкладываем часть своего внутреннего мира, – в этом и состоит освоение чужих слов, без которого немыслимо понимание. В этой связи имеем третье правило:
Не скупитесь на свои внутренние ресурсы при построении модельных миров.