double arrow

Интериоризация и экстериоризация

В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона - движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир - определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью: мотивационной, познавательной и регуляторной. С другой стороны, вся эта внутренняя, психическая, деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов и действий с ожидаемыми.

Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь внутренней и внешней стороны деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией.

Интериоризация (от лат. interior - внутренний) - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.




Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного.

Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.

Экстериоризация (от лат. exterior - внешний) - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.



Деятельность может совершаться различными способами и приемами. Овладение совокупностью приемов, обеспечивающих способность успешно выполнять ту или иную деятельность, называется умением. Оно предполагает наличие знаний и их умелое применение в деятельности. Умение позволяет выбирать те или иные приемы действий с учетом конкретных условий. Оно может формироваться на основе образца, то есть путем простого подражания действиям других людей (в раннем детстве). Основным путем формирования умений является специальное обучение. При этом процесс обучения происходит тем успешнее, чем более полно взаимодействуют показ и объяснение.

Деятельность требует, как правило, распределения внимания, длительной сосредоточенности, быстроты выполнения. Этого можно достигнуть, если у человека выработаны навыки. Навык – это автоматизированный способ действия, закрепившийся в результате упражнений. Физиологической основой навыка является динамический стереотип, то есть система условных рефлексов или система нервных связей, в которой каждый предыдущий элемент действия влечет за собой последующий, является сигналом для него. Особенность навыка – не бессознательность, а высокая степень автоматизации действия, которое контролируется сознанием не в отдельных его составных частях, а в целом, в соответствии действия задачам деятельности.

В любом виде деятельности навыки, во-первых, сокращают время выполнения действия. Начинающая печатать машинистка печатает гораздо медленнее, чем опытная. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьшается напряжение при выполнении действия. Первоклассник с большой силой сжимает ручку при письме. На начальном этапе формирования этого навыка у него отмечается значительное напряжение мышц рук и туловища. При выработанном навыке письма излишнее напряжение и дополнительные движения исчезают.

В-третьих, отдельные самостоятельные движения объединяются в единое действие. Так, при формировании навыка письма учитель отрабатывает написание отдельных элементов буквы. При беглом письме буквы пишутся быстро, одним росчерком пера. Хорошо отработанные навыки повышают производительность труда, улучшают качество выполнения работы, уменьшают утомление. Навыки экономят силы человека, высвобождают сознание для решения более важных задач деятельности. Известны различные виды навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные, а также навыки поведения. Двигательные навыки включены в самые различные виды деятельности (воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т.д.).

Мыслительные навыки – обязательные компоненты умственного труда (навыки чтения чертежей, заучивание, построение доказательств и т.д.). Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам распределения и концентрации внимания, наблюдения. Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чувствительности. Например, навык слухового восприятия – обуче­ние приему на слух телеграмм, передаваемых азбукой Морзе. Принимая на слух короткие и длинные сигналы, радист учится читать фразы без предварительной записи.

Навыки поведения складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Упражнение – это целенаправленное, многократно выполняемое действие, осуществляемое с целью его усовершенствования. В процессе упражнений деятельность организуется определенным образом. Новый навык формировать легче, чем перестраивать неправильно выработанный. Именно поэтому, организуя упражнение, необходимо вызвать у человека положительное отношение к работе. Навык нельзя выработать в один прием. Необходима более или менее длительная тренировка, распределенная во времени, чтобы навык достиг желаемого уровня совершенства.

Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, у него обычно вырабатывается не один, а несколько навыков. Причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся. Одни из них помогают новому навыку складываться и функционировать, другие мешают, третьи его видоизменяют и т.д. Это явление названо в психологии взаимодействием навыков. Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называетсяпереносом. Перенос отмечается во всех видах деятельности. Для его нормального осуществления необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным, согласующимся с другими навыками, действиями, доведенными до автоматизма.

Согласование навыков происходит, когда:

а) система движений, входящих в один навык, соответствует системе движений, включенных в другой навык;

б) реализация одного навыка создает благоприятные условия для выполнения второго (один из навыков служит средством лучшего усвоения другого);

в) конец одного навыка является фактическим началом другого, и наоборот.

Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков на уже имеющиеся называется интерференцией.

Она имеет место, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий:

а) система движений, включенных в один навык, противоречит, не согласуется с системой движений, составляющих структуру другого навыка;

б) при переходе от одного навыка к другому приходится фактически переучиваться, ломать структуру старого навыка;

в) начало и концы последовательно выполняемых навыков не стыкуются друг с другом;

г) система движений, входящих в один навык, частично содержится в другом, уже доведенном до автоматизма навыке (в этом случае при выполнении нового навыка автоматически возникают движения, характерные для ранее усвоенного навыка, что приводит к искажению движений, нужных для вновь усваиваемого навыка).

Явление интерференции может быть ослаблено, если до сознания человека довести существенное различие признаков действий, способов действий.

По механизму образования с навыками тесно связаны привычки. Привычка – это усвоенное действие, ставшее потребностью. Роль привычки чрезвычайно велика. Из знаний, убеждений и привычек формируется характер, устойчивый облик личности. От умений и навыков привычка отличается тем, что всегда имеет яркую эмоциональную окраску. Невозможность совершать привычные действия вызывает неудовлетворенность, раздражение, отрицательные эмоции. Если навыки и умения формируются путем сознательных упражнений, то привычка может возникнуть без особых усилий со стороны человека. Привычки могут быть полезными и вредными, приятными или неприятными для окружающих. Среди привычек, связанных с трудовой деятельностью, необходимо отметить полезную привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом.

Роль общения в психическом развитии человека

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в своем психическим развитии. В качестве примера можно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения). Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального развития.
Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.
Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.

Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной для его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэненгетический потенциал, развивающий его самого. Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность. Биологическое общение служит само сохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп, коллективов и т.д.

Понятие «стратегия» зародилось в рамках военного искусства.

Настала пора, следуя духу нашего времени, употребить его в мирных целях.

В библейской легенде о вавилонской башне заложен смысл, актуальный и для нашего времени. В наказание за свой архитектурный проект люди были лишены способности понимать друг друга: они стали говорить на разных языках. Но с течением времени начали постепенно складываться языковые предпосылки для взаимопонимания. Различие языков перестало быть препятствием для понимания других людей. Однако военные амбиции в сочетании с небывалым по темпам научно-техническим прогрессом породили новые бедствия. Сегодняшний мир стоит на пороге уже таких событий, которые могут привести к буквальному уничтожению человечества. И мы упустим последний шанс, если не воспользуемся обретенной в результате многовекового развития цивилизации способностью понимать друг друга вопреки различиям в языках.

В чем проблемы понимания? Можно ли сформулировать правила, которые позволяют достигать понимания одним человеком другого, когда оба собеседника стремятся конструктивно решать общие для них проблемы с помощью неконфронтирующего диалога? Отвечая утвердительно на этот вопрос, предлагаем вниманию читателей сформулированные нами правила.






Сейчас читают про: