Основные понятия стратегического менеджмента

Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искус- ство развертывания войск в бою». Этот военный термин широко вошел в теорию и практику менеджмента и представляет собой определенный набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.

Стратегический менеджмент – это процесс разработки, принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном кото- рых является стратегический выбор, основанный на сопоставлении ре- сурсного потенциала организации с возможностями и угрозами внешне- го окружения, в котором оно действует.

Современная концепция стратегического менеджмента предусмат- ривает при разработке стратегии организации использование эффектив- ного методического приема – стратегической сегментации и выделе- ния стратегических зон хозяйствования (СЗХ). Стратегическая зона хозяйствования – это отдельный сегмент внешнего окружения, на ко- торый организация имеет или желает получить выход.

Стратегическая зона бизнеса крупных диверсифицированных пред- приятий, как правило, дробится на стратегические единицы бизнеса.

Стратегическая бизнес-единица (СБЕ) – это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Объекты, входящие в сегмент, должны обладать общими признаками.

Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора.

Можно предложить следующие критерии выделения стратегиче- ских бизнес-единиц:

· стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиен- тов и заказчиков;

· бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет про- изводственно-сбытовую деятельность, материально-техническое снаб- жение;

· деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибы- лей и убытков.

Основной задачей стратегической единицы бизнеса является дос- тижение поставленных перед ней стратегических целей (внедрение на новый рынок, снижение затрат, увеличение рыночной доли, разработка новой продукции и др.).

Функциональная сфера деятельности, или подразделение, – струк- турное подразделение предприятия, ориентированное на выполнение определенных функций и обеспечение успешной деятельности страте- гических единиц бизнеса и предприятия в целом (НИОКР, производст- во, маркетинг, финансы и др.).

Рис. 1.1. Содержание стратегического менеджмента

Стержнем стратегического менеджмента выступает система стра- тегий, включающая ряд взаимосвязанных конкретных предпринима- тельских, организационных и трудовых стратегий.

Существует два противоположных взгляда на понимание страте- гии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахо- ждения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой под- ход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуе-

мы, происходящие в среде процессы носят детерминированный харак- тер и поддаются полному контролю и управлению. Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и фор- мы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понима- нии стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование, в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

Таким образом, в практике управления многих крупных организа- ций широко используются долгосрочное планирование и стратегиче- ский менеджмент.

Основное различие между ними заключается в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что бу- дущее может быть предсказано путем экстраполяции исторически сло- жившихся тенденций роста, причем в перспективе итоги деятельности улучшаются по сравнению с прошлым. Реальные результаты, получен- ные на практике, не сходятся с оптимистическими прогнозами и чаще всего ниже планируемых.

В системе стратегического менеджмента не делается предполо- жение, что будущее непременно должно быть лучше прошлого и его можно изучать методами экстраполяции. В стратегическом планирова- нии важное место отводится анализу перспектив организации с учетом опасностей, возможностей и позиций в конкурентной борьбе. Стратеги- ческое управление родилось из стратегического планирования, которое составляет его сущностную основу.

Примером стратегии первого типа может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксированы объем и ассортимент выпуска по каждому временному промежутку.

К числу стратегий второго типа можно отнести следующие:

· увеличить долю объема продаж на рынке до 35 % (условно) без понижения цены;

· проникнуть в сети распределения, контролируемые конкурентами.

В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция то- го, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ре- сурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) вклю- чает в себя несколько элементов (рис. 1.2).

Прежде всего к ним относится система целей, включающая мис- сию, общеорганизационные и специфические цели.

Цели

Стратегические результаты деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: