Стратегия

Политика Правила организационных действий
Планы Совокупность конкретных действий с учетом располагаемых ресурсов

Рис. 1.2. Элементы стратегии

Другой элемент стратегии – политика, или совокупность конкрет- ных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.

Наконец, третьим элементом стратегии являются планы, т. е. сис- тема конкретных действий по реализации принятой политики, призван- ная решать задачи распределения ресурсов. Так, ресурсы можно на- правлять в первую очередь на решение наиболее важных и насущных для предприятия проблем, или выделять пропорционально потребно- стям, или предоставлять всем подразделениям поровну, если они будут близки по размерам и занимаются сходными видами деятельности. Пер- вый из отмеченных подходов в большей степени целесообразен в пере- ломные моменты деятельности предприятия, когда возникает необхо- димость в концентрации сил на решающих направлениях деятельности. Второй и третий – в период спокойного развития.

Обычно стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, кон- кретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения. Значительные за- траты труда и времени многих людей, необходимые для создания стра- тегии предприятия, не позволяют ее часто менять или серьезно коррек- тировать. Поэтому она формулируется в общих выражениях. Это – предполагаемая стратегия (рис. 1.3).

Вместе с тем как внутри организации, так и вне ее появляются но- вые непредвиденные обстоятельства, которые не укладываются в пер- воначальную концепцию стратегии. Они могут, например, открыть но- вые перспективы развития и возможности для улучшения существую- щего положения дел или, наоборот, заставить отказаться от предпола- гаемой политики и плана действий.

Продуманная стратегия

Предполагаемая стратегия

Реализованная стратегия

Реактивная стратегия

Нереализованная стратегия

Рис. 1.3. Варианты стратегий

В последнем случае первоначальная стратегия становится нереали- зуемой и предприятие переходит к рассмотрению и формулированию неотложных стратегических задач. Стратегия организации состоит из действий и подходов управленческого персонала к достижению задан- ных показателей, т. е. это обязательство действовать определенным об- разом: таким, а не другим. Реальная стратегия состоит из двух частей: проактивной (запланированной) и реактивной (случайной), адапти- рующейся к изменениям во внешней среде.

В основе долгосрочного планирования и стратегического управле- ния лежат разные стили организационного поведения. Приростный стиль поведения организации характеризуется постановкой цели «от достигнутого» и направлен на минимизацию отклонений от традицион- ного поведения как внутри организации, так и в ее окружении. Пред- принимательский стиль поведения характеризуется стремлением к из- менениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможно- стей. Предпринимательская организация стремится к непрерывным из- менениям, т. к. в них она видит свою будущую эффективность и успех.

Коммерческие организации должны научиться применять оба сти- ля одновременно, т. к. они лежат в основе стратегического и тактиче- ского (оперативного) управления. Стратегический менеджмент связан с развитием будущего потенциала организации и требует предпринима- тельского организационного стиля. Оперативное управление реализует существующий потенциал в прибыль и функционирует на основе при- ростного поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: