Численных правил, по которым совершаются операции и которые дол-
Жны заменить суждения рабочего. Фактически это означало, что основ-
Ную роль в управлении производством Тейлор отводил инструкциям,
В соответствии с которыми должны действовать рабочие. Инструкции
Вырабатывались в процессе изучения операций, которые должны выпол-
Нять рабочие. В этом заключался недостаток концепции Тейлора: она
Недостаточно учитывала личность рабочего.
В то же время опора на практические исследования дала возмож-
Ность установить реалистичные требования относительно продолжитель-
Ности выполнения рабочих операций. Другими словами, стандарты и нор-
Мы, которыми руководствовались сторонники научного управления,
В большей степени соответствовали возможностям человека. Это по-
Зволило также объективно оценивать вклад каждого рабочего в произ-
Водство и по достоинству оценивать труд каждого из них. Тейлор свои-
Ми выводами осуществил прорыв в управленческой мысли, показав, что
Управлять можно научно. Он предложил строгую научную систему управ-
Ления трудовым процессом.
Концепция научного управления показала, что оно является само-
Стоятельной областью научных исследований, что его методы и подходы
Могут быть эффективны в практике достижения конкретных целей ор-
Ганизации. Школа научного управления дала немало идей, используемых
в современном менеджменте. Среди них:
— научный подход к менеджменту и его принципам;
— анализ содержания работы и способов ее выполнения;
— нормирование труда;
— работа с кадрами (отбор, переквалификация и т.п.).
Классическая, или административная, школа управления. Анри
Файоль (1841 — 1925) — еще один выдающийся представитель класси-
Ческой школы менеджмента первой четверти XX в., разработавший ос-
Новы административного подхода к управлению. Свои взгляды Файоль
Изложил в книге «Общая промышленная администрация» (1916).
Объектом интересов Файоля стали организация в целом и процес-
Сы управления как таковые, чем до него не занимался никто. Файоль, как
И его единомышленники (Л. Урвик, Дж. Муни), имел опыт работы в каче-
Стве руководителя высшего звена на крупном предприятии. Именно этот
Опыт позволил ему сформулировать основы науки об управлении ис-
Ходя из общих характеристик организации и закономерностей, которым
Она подчиняется.
С точки зрения Файоля, эффективность производства может быть
Повышена не только за счет совершенствования приспособлений труда
И операций, которые должен выполнять работник, но и за счет правиль-