Администрации, согласно концепции Файоля, заметно возрастала. Под
Эффективным административным управлением он понимал такое управ-
Ление предприятием, которое позволяет извлечь максимум возможного
Из имеющихся в его распоряжении ресурсов.
Деятельности любой организации Файоль выделял следующие
основные стороны:
— техническую (т.е. осуществление производственного процесса);
— коммерческую (закупка всего необходимого для создания това-
ров и услуг и сбыт готовой продукции);
— финансовую (связанную с привлечением, сохранением и эффек-
тивным использованием денежных средств);
— бухгалтерскую (заключающуюся в статистических наблюдени-
ях, инвентаризациях, составлении балансов и т.п.);
— административную (призванную оказывать воздействие на
работников);
— защитную (обеспечивающую защиту жизни, личности и собст-
Венности людей).
Каждая из них нуждалась в управлении, предполагавшем осуще-
ствление процессов планирования, организации, координации, контроля,
|
|
Мотивации в соответствии с принципами, которые сохраняют свое значе-
Ние и по сей день.
Файоль выделил 14 основных принципов управления: 1) разделе-
Ние труда; 2) власть и ответственность; 3) дисциплина; 4) единство рас-
порядительства (единоначалие); 5) единство руководства; 6) подчинение
Частных интересов общим; 7) вознаграждение по труду; 8) централиза-
ция и децентрализация; 9) иерархия руководства; 10) порядок;
Справедливость; 12) постоянство состава персонала; 13) инициати-
Ва; 14) единение персонала (корпоративность).
Основной вклад исследователей классической школы управления
В современный менеджмент состоит в рассмотрении управления как про-
Цесса, состоящего из взаимосвязанных функций, в изложении основных
Принципов управления, а также в разработке концепции менеджмента
Персонала.
Классическая школа заложила фундамент мировой управленческой
Науки.
Школа человеческих отношений. Во второй трети XX в. ведущие
позиции в менеджменте как науке занимает школа человеческих отноше-
ний, которую также называют неоклассической школой (Г. Мюнстерберг,
М. Фолетт, Э. Мейо и др.). Формирование этой школы было обусловле-
Но тем, что принципы тейлоризма не могли удовлетворить потребности
Развивающегося капитализма: они не учитывали личность человека.
Сторонники психологического подхода полагали, что основной акцент
В менеджменте должен быть смещен на человека и человеческие отноше-
Ния. Они исходили из того неоспоримого факта, что деятельностью чело-
|
|
Века управляют не экономические силы, а разнообразные потребности,