Ские и адаптивные структуры представляют собой лишь крайние точки
В составе таких фирм. Конкретные структуры реальных предприятий
(фирм) лежат между ними, обладая признаками тех и других в разных
Соотношениях. Иными словами, в управлении, как и в любой другой
Сфере социальной активности человека, не существует понятия «хоро-
Шая» или «плохая» система. Есть выбор, соответствующий или не соот-
Ветствующий имеющимся условиям.
Проектирование организационных структур
Решение о проектировании организационной структуры управле-
Ния принимается тогда, когда действующая структура неэффективна или
Изменилась стратегия развития предприятия. В процессе проектирова-
Ния ставится задача создания такой структуры управления, которая бы
Наиболее полно отражала цели и задачи организации, т.е. речь идет о том,
Чтобы вновь созданная структура наилучшим образом позволяла органи-
Зации взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесооб-
Разно распределять и направлять усилия своих сотрудников и таким
Образом удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей
С более высокой эффективностью.
Процесс проектирования оргструктуры состоит из трех основных
этапов:
1) анализа оргструктур;
2)проектирования;
Оценки эффективности.
Первый этап — анализ оргструктур. Анализ действующей орг-
Структуры управления призван установить, в какой мере она отвечает
Требованиям, предъявляемым к организации, т.е. определяют, насколько
Структура управления рациональна с точки зрения установленных
Оценочных критериев, характеризующих ее качество. К оценочным кри-
териям относятся:
А) принципы управления — соотношение между централизацией и де-
Централизацией (сколько и какие решения принимаются на нижнем уров-
Не, каковы их последствия, какой объем контрольных функций лежит на
каждом уровне управления?);
Б) аппарат управления — перегруппировка подразделений, измене-
Ние взаимосвязей между ними, распределение полномочий и ответствен-
Ности, выделение в самостоятельные структуры каких-то звеньев, изме-
Нение характера межфирменных связей, создание в аппарате управле-
ния необходимых промежуточных звеньев и т.д.;
в) функции управления — усиление стратегического планирования
(корректировка бизнес-плана), усиление контроля за качеством продук-
Ции, привлечение работников к управлению путем реализации акций,
изменение подходов к мотивации труда и пр.;
Г) хозяйственная деятельность — изменение технологического