Воля как форма активности личности

Воля отражает способность человека сознательно регулировать свою деятельность, поведение и эмоции, преодолевая трудности при достижении поставленных целей. Воля - это процесс преодоления себя в обстоятельствах, когда требуется действовать, проявлять активность, в достижении цели.

Воля проявляется там, где любят то, что сами себе приказывают. Волю считают ядром характера человека. По словам В. Шекспира, наша личность - это сад, а воля в нем садовник. Воля - это высшая степень мастерства управления собой. Волевой человек -лучший менеджер сам себе. Волевой человек умеет подняться над своими влечениями, инстинктами и преградами, посмотреть на них с высоты своей личности, сделать разумный осознанный выбор и действовать в направлении поставленной цели.

Какова роль воли в жизнедеятельности человека? Вряд ли найдется человек, который не мечтал бы стать значимой и счастливой личностью. Увы, зачастую эти мечты превращаются в груды обломков, которые хоронят под собой надежды, способности и даже таланты. И это потому, что между мечтой и действием стоит воля! Вместо того чтобы действовать, человек как бы «засыпает» в сладких мечтах, заменяющих ему реалии активной жизни и служащих в данном случае своеобразной психологической защитой от ощущения своей неполноценности. Он пытается найти счастье - это естественное состояние, к которому стремится любой человек, - уходя из активной сферы жизни. Но по-настоящему счастливым может быть лишь тот, кто, оглядываясь на выполненную им работу, узнает следы своей воли. Безвольные, ленивые люди не могут быть счастливы. Ибо это люди несостоявшиеся, не реализовавшие себя в полной мере.

По критерию направления активности человека воля неоднородна. Один проявляет высокий уровень волевой регуляции преимущественно при подавлении собственных чувств, и здесь воля выступает в качестве щита личности, «смирительной рубашки» для своих эмоций. Это воля интровертированная и как форма активности направлена на достижение внутренней уравновешенности. Другой лее предпочитает преодолевать трудности через воздействие на внешние факторы (через организацию усилий других людей, подбор исполнителей, укрепление своей власти, власти в целом и т.п.). Это экстравертированная воля, направленная в сферу внешней активности.

13. Потребностно-мотивационная сфера личности.

Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Мотивы – это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Потребности и мотивы

Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

биологические (витальные)

информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

Виды мотивации:

Внешняя мотивация — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Например, школьник учится на пятёрки, так как за отличную учёбу родители подарят ему велосипед.

Внутренняя мотивация — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Например, школьник учится на пятёрки, так как ему нравится сам процесс обучения.

Типы мотиваций:

1) Индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза

- голод

- жажда

- избегание боли

- стремление к температурному оптимуму и т. д.

2) Групповые

- забота о потомстве

- поиск места в групповой иерархии

- поддержание присущей данному виду структуры сообщества и т. п.

3) Познавательные

- исследовательское поведение

- игровая деятельность

Потребностно-мотивационная сфера личности в рекламе:

Успешная предпринимательская деятельность требует учета спроса населения
на ту или иную продукцию. Отсюда работа каждого менеджера по сути заключается
в определении интересов, мотивационных установок и мотивов потребителя, его
желаний, в удовлетворении этих желаний и формировании новых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: