В себе неисчислимые светила

Которыми кишит небесный свод. /332/

Аналогично у В.С. Шефнера в стихотворении с характерным названием «Соотношения»:

В свой череп – костяной чехол –

Я всю Вселенную вместил. /335/

Очень интересно, что на фоне этих профанических соотношений всплывают и совсем иные метафизические пропорции. Например, у Д.С. Самойлова в стихотворении «Вечность – предположенье…»:

Время – только отсрочка,

Пространство – только порог.

А цель Вселенной – точка.

И эта точка – Бог. /339/

Или – у Ю.Д. Левитанского в стихотворном тексте «Испытание тремя пространствами»:

…что бы там мудрецы ни писали

О высях небесных,

Малейшие силы души моей

выше всякого неба!.. /344/

Иными словами, ощущение божественной природы Бытия оказывается не совсем утерянным в поэтическом сознании. Сохраняется и ощущение непроходимой тайны Бытия – более древнее, чем христианский и библейский гнозис. Например, у Ю.П. Мориц в стихотворении «Есть силы тайные…», где уже в самом названии подчеркнута непроницаемость мира для человеческого ума:

мы слишком молоды и слишком уязвимы

в просторах звездных… /352/

В ХХ столетии от Рождества Христова космос может не только пугать, но и оставлять подчеркнуто равнодушным поэтическое воображение. Так у Г.Я. Горбовского в посвящении М. Дудину «Смотрю на звезды, словно жду…»:

Что звезды? Пыль… Отворотясь,

Смотрю в себя. В моей вселенной

Есть все: и глубина, и страсть,

и путь… и свет любви нетленной. /356/

Вне всякого сомнения сохраняется и благоговейное отношение к небесному пространству, развернутое в эзотерическом сопряжении христианских, мифологических и даже новоевропейских смыслов. Так у В.А. Сосноры в стихотворении «Храни тебя Христос, мой человек…»:

…небо – необъятно вновь и вновь… /357/

У И.Ф. Жданова в стихотворении с предупреждающим об открытой враждебности мирового пространства началом – «Стоит шагнуть – попадёшь на вершину иглы…» – уже в ироническом контексте рождается близкий образ:

…обетованная ширь… /372/

Родственная тема нехватки онтологического совершенства, неблагоприятности мировых просторов, иными словами, от-сутствия Бога в Бытии развивается в стихотворении А.С. Кушнера «Таврический сад»:

…его, говоря осмотрительно, нет

В онтологическом, самом существенном, смысле,




double arrow
Сейчас читают про: