} Взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
} Межличностное взаимодействие включает в себя общение, так и взаимоотношения.
} Отношение – внутреннее состояние личности в виде ее чувств к другим людям, определенных представлений и мыслей о них.
} Межличностные отношения - многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоциональных переживаемых связей между членами группы.
} Межличностные отношения реализуются, проявляются и формируются в общении.
} Внешнее поведение может быть направлен не на реализацию, а напротив, на маскировку истинного отношении к другому человеку.
} Общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина).
} Продуктом общения выступает образ другого человека и самого себя, на основе чего совершается регуляция деятельности.
Среди средств общения можно выделить
} вербальные (речь)
} невербальные (экспрессивно–мимические – улыбка, мимика, позы, жесты, расстояние между собеседниками, интонация).
Процесс общения составляют три стороны: перцептивная –восприятие и понимание другого человека;
} интерактивная – межличностное взаимодействие и
} коммуникативная – передача информации.
У ребенка до 7 лет сменяется 4 формы общения со взрослыми:
} ситуативно-личностная,
} ситуативно-деловая,
} внеситуативно-познавательная,
} внеситуативно-личностная.
Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, которая характеризуемая следующими параметрами:
} время возникновения данной формы общения;
} главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения;
} ведущие мотивы, побуждающие ребенка к общению со взрослыми;
} чувствительность детей к тому отношению, которое взрослый проявляет к их действиям.
} основные средства общения, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.
При определении каждой формы М.И. Лисина выделяла 2 основные особенности:
} 1)связь с данной ситуацией. Признак ситуативности говорит о зависимости общения от сиюминутного взаимодействия между ребенком и взрослым
} Признак внеситуативности: внеситуативен тот материал, на основе которого завязываются контакты со взрослыми: это чувственно не воспринимаемые свойства физических объектов и явлений, Внеситуативные формы общения отличаются более высоким развитием и обеспечивают отражение существенных и устойчивых качеств личности.
} 2)Преобладающий мотив общения.
На протяжении дошкольного детства обнаруживаются три основные группы мотивов: познавательные, деловые, личностные.
} Развитие общения происходит со сменой ведущей деятельности ребенка в каждом возрасте. При этом формы общения открывают возможности для прогресса психических новообразований.