} Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.
} В числе ведущих факторов, влияющих на эмоциональное развитие ребенка, А.В. Запорожец называл детский коллектив. На основе совместной деятельности, опосредованной эмоциональными эталонами – нравственными нормами, у ребенка складывается эмоциональное отношение к людям, зарождается эмпатия.
} Значимым фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра.
} В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.
} На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность (Я.З. Неверович).
|
|
Развитие воли у детей. Психологические основы формирование произвольных форм поведения в дошкольном детстве.
В развитии воли в дошкольном детстве можно выделить ряд этапов
1. Развитие целеполагания как начального этапа волевого действия.
} Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих.
} Характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, в мотивированный самим ребенком (Л.С. Выготский).
2. Овладение планированием для реализации волевого действия.
Выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели.
3. Развитие действий контроля в осуществлении волевого действия.
} Первые предпосылки контроля за своим поведением возникают еще в раннем возрасте и вызваны стремлением ребенка к самостоятельности.
} В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии:
} 1) освоение способов самопроверки;
} 2) развитие потребности проверять и корректировать свою работу.