} вербальные (речь)
} невербальные (экспрессивно–мимические – улыбка, мимика, позы, жесты, расстояние между собеседниками, интонация).
Процесс общения составляют три стороны: перцептивная –восприятие и понимание другого человека;
} интерактивная – межличностное взаимодействие и
} коммуникативная – передача информации.
} На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения.
} Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, «переломы».
} От 2 до 7 лет отмечаются два таких перелома: один происходит приблизительно в четыре года, второй – около шести лет.
} Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребенка.
} Второй «перелом» внешне выражен менее четко, однако он не менее важен. Его внешние проявления связаны с появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
} Дошкольники «собираются» в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.
} Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне (управление партнером, контроль действий, оценка, сравнение).
} Второе яркое отличие общения в среде сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности (исследование В.В. Ветровой).
} Действия, адресованные сверстникам, характеризуются значительно большей аффективной направленностью.
} В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесников и в девять раз чаще вступают с ними в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослыми.
} В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными.
} Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого.
} Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности средств общения.
} При взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения.
} Еще одна отличительная особенность общения сверстников – преобладание инициативных действий над ответными (поддерживается инициатива взрослого несогласованность коммуникативных действий).
} Детская группа определяется как простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами.
} В ней различают формальные (отношения регулируются формальными фиксированными правилами) и неформальные (возникающие на почве личных симпатий) отношения.
Среди основных функций детской группы можно выделить следующие:
} функцию общей социализации,
} оценочную функцию
} регулятивная
} стимулирующая
} функция поло-ролевой социализации.
Детская группа для ребенка при благоприятном его положении в ней - источник многих положительных эмоций.
} В ней дети учатся взаимодействовать друг с другом.
} Группа сверстников помогает дошкольнику адекватно оценить собственное поведение как через сравнение его с поведением других детой, так и с помощью оценок, которое дают ему сверстники.