} Группу детского сада можно рассматривать как первую детскую организованную малую группу, оказывающую наряду о семьей определяющее влияние на становление личности дошкольника (Н.В. Репина).
} На этом этапе у ребенка появляются начальные коллективистические отношения со сверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.
} Применительно к детской группы Т.А. Репина выделяют следующие структурные единицы:
} Актометрическая структура – это объективные взаимосвязи детей, возникающие при взаимодействии в совместной деятельности и реальном (не регламентированном воспитателем) общении.
} Социометрическая структура – круг желаемого общения ребенка со сверстниками, его избирательные отношения с детьми, которые характеризуются симпатией или антипатией по отношению к ним.
} Перцептивная структура, состоящая из существующих в группе взаимных оценок.
} Т.Н. Репиной в своем исследовании выделила следующие показатели актометрической структуры группы:
|
|
} избирательность отношений,
} широта круга общения;
} устойчивость,
} длительность контактирования;
} интенсивность общения,
} выраженность потребности в общении,
} количественный и половой состав
} способы и мотивы общения
} социальная воздейственность обращений.
} Изучение генезиса групповой структуры показало некоторые тенденции, характеризующие возрастную динамику межличностных процессов.
} Избирательность дошкольников обусловлена интересами совместной деятельности, а также положительными качествами сверстников.
} Значимыми детьми часто оказываются сверстники своего пола.
} Устойчивость отношений проявляется, что в группе детского сада существует относительно длительные привязанности между детьми.
} С возрастом увеличивается интенсивность общения (если в младших группах за 10 срезов ребенок в среднем устанавливает 13 контактов, то в подготовительных группах - 25 контактов).
} В основе избирательных привязанностей детей могут быть самые разные качества: инициативность, успешность в деятельности (включая игровую), потребность в общении и признании сверстников, признание взрослого, способность удовлетворить коммуникативные потребности ровесников.
} Предпочтение детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумывать и организовывать совместную игру. В исследовании Т.А. Репиной положение ребенка в группе также изучалось в связи с успешностью ребенка в конструктивной деятельности.
} От младших групп к старшим возрастает длительность времени, которое дети проводят в совместных, и соответственно резко снижается время одиночных игр.
|
|
} Более крупными становятся детские игровые объединения, создаваемые по инициативе самих детей.
} Сама потребность в общении преобразуется от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании и игровом сотрудничестве до потребности не только в доброжелательном внимании, но и в переживании.
} Если двух-трехлетние дети, сравнивая себя и другого, ищут сходство или общие действия, то пятилетние ищут различия, при этом преобладает оценочный момент (кто лучше, кто хуже). Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой.
} Причем соотнесение себя с другим происходит не только в реальном общении детей, но и во внутренней жизни ребенка (потребность в признании, в самоутверждении и в оценке себя глазами другого) (исследование Смирновой, Мещеряковой).
} В процессе игры или совместной деятельности дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их.
} Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными.
} В этот период резко возрастает сопереживание ровесникам. Однако это сопереживание зачастую носит неадекватный характер - успехи сверстника могут огорчать и обижать ребенка, а его неудачи радовать.
} Именно в этом возрасте дети начинают хвастаться, завидовать, конкурировать, демонстрировать свои преимущества.
} Резко возрастает количество и острота детских конфликтов. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще чем в других возрастах проявляются амбивалентность поведения, застенчивость, обидчивость, агрессивность.
В отношениях дошкольников проявляются половые особенности.
} Для мальчиков в отношениях со сверстниками важны организационные умения партнера, активность, инициативность, смелость, способность выигрывать, защищать).
} Девочек же привлекают такие качества, как отзывчивость, доброта, внимательность, эмоциональность, внешность. Девочки больше ориентированы на партнера по игре.
} Исследования Т.Н. Репиной показало, что общее число оценок, которое дети давали сверстнику своего пола, как положительных, так и, отрицательных, больше, чем число оценок сверстникам противоположного пола.
} Оценки, которые получают дети разного пола, существенно различаются. Так, положение девочек в системе оценочных отношений значительно выше, чем положение мальчиков, они ни только получают больше положительных оценок, но и значительно меньше (почти в 2 раза) отрицательных. Причем но только девочки, но и мальчики в оценке друг друга дают много отрицательных оценок.
От младших групп детского сада к подготовительным меняется и содержание ценностных ориентации воспитанников:
С возрастом в обоснованиях социометрических выборов-прослеживается переход от глобальных характеристик к дифференцированности, где значимое место занимают занимают нравственные качества: доброта, справедливость, умение дружно играть, от акцентировки функциональных связей (важности успешной совместной деятельности) к обоснованию выборов дружескими отношениями.
От младших к подготовительным группам обнаружена стойкая, но не во всех случаях ярко выраженная возрастная тенденция увеличения "изолированности" и "звездности", взаимности отношений, удовлетворенности ими, устойчивости и дифференциации их в зависимости от пола сверстников.